Малевич для нормальных

Анна Наринская о книге Ирины Вакар «Черный квадрат»

Это даже не книга, а иллюстрированный альбом — и это плюс. Фотографии-"селфи" кривляющихся Малевича, Крученых и Матюшина, снятые ими на Финском заливе во время придумывания футуристической оперы "Победа над солнцем", можно разглядывать бесконечно. Как и — хоть и совсем по-другому — рентгеновские снимки "Квадрата", с проступающей сквозь него кубической композицией, поверх которой он был написан: они составляют как бы новую сущность, распространяющуюся не только на пространство картины, но и на время ее придумывания. Возможно, даже сама эта форма — альбома, практически информационного издания — отчасти определяет тон авторского текста: спокойный, совершенно далекий от придыханий как восторженного, так и уничижительного характера, уже сто лет свойственных обсуждениям этой вещи. Причем жар придыханий и фырканий усиливается при любом совершенно информационном поводе, как это было недавно, когда под известной "подквадратной" композицией нашли еще одну — более раннюю, а на белых полях обнаружили остатки надписи про "битву негров" (обе эти находки в книжке Ирины Вакар описаны и "разъяснены").
)