Трагедия со счастливым концом

Сергей Ходнев о «Танкреде» Россини на фестивале РНО

"Это было какое-то безумие, настоящий furore, как говорят на этом прекрасном языке, созданном для искусств. Все, начиная с какого-нибудь гондольера и кончая высокопоставленным вельможей, повторяли: Ti rivedro, mi rivedrai. В зале суда, где шло заседание, судьям пришлось призвать к тишине публику, которая распевала: Ti rivedro!". Так, если верить Стендалю, Венеция в 1813 году приняла премьеру оперы Россини "Танкред" — если не самый оглушительный триумф композитора, то, во всяком случае, кардинально для его карьеры важный, проложивший ему дорогу в "Европы баловни". Больше четверти века опера не сходила со сцен всего света — не только Старого, но и Нового: обойдя большие и малые европейские столицы (включая, между прочим, и Петербург), до Нью-Йорка "Танкред" в те годы тоже добрался. Несколько раз оперу ставили в Париже, где в главной роли блистали главные примадонны эпохи, Джудитта Паста и Мария Малибран, так что героям и Стендаля, и Бальзака, когда дело доходит до больших оперных впечатлений, не раз случается поминать именно "Танкреда" и главный хит этой оперы — сцену Танкреда "Oh patria!.. Di tanti palpiti" (это оттуда слова ti rivedro, mi rivedrai, которые распевали восторженные венецианцы).
)