Правила игры

меняются на глазах обозревателя отдела бизнеса Юрия Барсукова

История спотовых торгов газом — одна из лучших иллюстраций развития внутреннего рынка в последние годы. Инициатором начала торгов в 2006 году, когда их еще не было и в континентальной Европе, был "Газпром": в компании полагали, что высокая "рыночная" цена в условиях дефицита газа на рынке послужит еще одним аргументом в пользу ускоренного роста тарифов. В течение двух лет эксперимент проходил под полным контролем монополии, и когда в 2008 году из-за аппаратных нестыковок он прервался, в компании поначалу расстроились. Вскоре настроение изменилось — из-за кризиса потребление газа рухнуло, а тарифы продолжили расти и сделали внутренний рынок привлекательным для независимых производителей. В этих условиях спотовая торговля дала бы независимым еще один способ завоевания рыночной доли. Те, впрочем, прекрасно справились и так, в последние четыре года более чем удвоив долю на рынке и забирая у "Газпрома" промышленных потребителей в регионах с наибольшей рентабельностью. Монополия, связанная по рукам и ногам тарифом…
)