На главную региона

История провала и успеха

Опера «Евгений Онегин»: 140 лет на императорской сцене

31 октября 1884 года опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» начала свое триумфальное шествие на императорской петербургской сцене. Со всеми сопутствующими атрибутами: спекуляцией билетами, огромными очередями в кассы и ажиотажем в прессе. Этому успеху предшествовала история восхождения длиной в 17 лет.

1879 год. Студенты Московской консерватории исполняют сцену из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин»

1879 год. Студенты Московской консерватории исполняют сцену из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин»

Фото: РИА Новости

1879 год. Студенты Московской консерватории исполняют сцену из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин»

Фото: РИА Новости

Новое слово — несценичный сюжет

Чайковскому предстояло выполнить нетривиальную задачу. Приступая к работе над оперой «Евгений Онегин», композитор это прекрасно осознавал. Ему надо было адаптировать роман Пушкина в стихах к специфике оперного жанра. Классическая опера того времени строилась на эффектных сценах, ярких конфликтах, динамичных поворотах сюжета. Финал, как правило, должен был подкрепляться мощной массовой сценой. Но роман «Евгений Онегин» представлял собой камерной произведение, сосредоточенное на психологических нюансах и внутренних переживаниях героев.

Репродукции рукописей с рисунками Александра Сергеевича Пушкина к роману «Евгений Онегин»

Репродукции рукописей с рисунками Александра Сергеевича Пушкина к роману «Евгений Онегин»

Фото: Алексей Куденко, Коммерсантъ

Репродукции рукописей с рисунками Александра Сергеевича Пушкина к роману «Евгений Онегин»

Фото: Алексей Куденко, Коммерсантъ

Отсутствие привычных оперных клише стало для композитора одной из главных проблем. Сюжет «Евгения Онегина» лишен очевидных, грандиозных конфликтов, свойственных опере. Драма разворачивается медленно, внутри героев, через тонкие перемены в их отношениях и изменения настроения. Ключевые события, вроде дуэли и смерти Ленского, не являются традиционными для оперы точками кульминации. Смерть Ленского, например, происходит в середине оперы, оставляя после себя не зрелищный эффект, а глубокое чувство утраты и разочарования. Финал оперы — это не триумф или катастрофа, а спокойный диалог Татьяны и Онегина, подводящий итог сложным отношениям героев. «Современность» сюжета Пушкина была необычной для оперной сцены того времени. Оперы чаще всего обращались к историческим событиям или мифологическим сюжетам, в то время как «Евгений Онегин» — это реалистичное изображение русской жизни XIX века, с его обыденностью и психологизмом. Это требовало от композитора создания нового оперного языка, психологически более выразительного. И это стало художественным вызовом.

1917 год. Постановка сцены дуэли оперы «Евгений Онегин» в Берлинской опере

1917 год. Постановка сцены дуэли оперы «Евгений Онегин» в Берлинской опере

Фото: Wikipedia

1917 год. Постановка сцены дуэли оперы «Евгений Онегин» в Берлинской опере

Фото: Wikipedia

Впрочем, несмотря на сложности, Чайковский был уверен в успехе своего замысла. Его привлекали искренность, глубина и поэтическая красота пушкинских образов, которые, по его мнению, заменяли все традиционные оперные условности. Он видел в своей работе не просто адаптацию литературного произведения, а создание нового вида оперы, ориентированной на глубокую психологическую проработку героев и изящную музыкальную ткань. В своих письмах он отмечал, что ожидает критики из-за отсутствия грандиозных сценических эффектов. При этом надеялся, что поэтичность, человечность и простота сюжета, подкрепленные гениальным текстом Пушкина, компенсируют эти «недостатки».

Либретто для оперы было написано Константином Шиловским, который внимательно следовал тексту Пушкина, сохраняя его стилевые особенности и диалогическую манеру. Он переплетал речитативы с ариями, создавая пластичную и динамичную музыкальную драматургию, несмотря на относительную неспешность сюжетного развития. И самым смелым, пожалуй, было то, что действие заканчивалось диалогом-объяснением двух действующих лиц. Однако Чайковского это не смущало. Искренность и поэтичность пушкинских образов ему казались важнее всех оперных условностей. В ответ на предполагаемую критику он писал о лирической опере «Евгений Онегин» в трех актах, семи картинах на либретто Константина Шиловского: «Я не заблуждаюсь, я знаю очень хорошо, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки».

Проверка сценой

Премьера «Евгения Онегина» состоялась в Малом театре 17 (29) марта 1879 года силами учащихся Московской консерватории. Постановка была пробным шаром, нужно было проверить реакцию публики на нововведения. После представления на сцене Малого театра Чайковскому поднесли венок. Постоянный критик композитора Цезарь Кюи был суров: арию Ленского «невозможно признать за хорошую музыку», «сцена поединка производит комическое впечатление», а «ария Гремина — банальность». Между первой и главной премьерой пройдет более пяти лет.

Русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, заслуженный профессор фортификации, инженер-генерал Цезарь Кюи (1835–1918)

Русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, заслуженный профессор фортификации, инженер-генерал Цезарь Кюи (1835–1918)

Русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, заслуженный профессор фортификации, инженер-генерал Цезарь Кюи (1835–1918)

Вообще-то даже это «первое» исполнение оперы имело свою предысторию: в октябре 1877 года Чайковский из швейцарского Кларана прислал в Москву партитуру первого действия «Онегина». «Впечатление было огромное, какое-то захватывающее дух»,— вспоминал один из тех, кто первым увидел ноты.

Русский пианист-виртуоз и дирижер. Основатель Московской консерватории Николай Рубинштейн (1835–1881)

Русский пианист-виртуоз и дирижер. Основатель Московской консерватории Николай Рубинштейн (1835–1881)

Русский пианист-виртуоз и дирижер. Основатель Московской консерватории Николай Рубинштейн (1835–1881)

С просьбой о первой постановке Чайковский обратился к Николаю Рубинштейну, директору Московской консерватории. «Постановка именно в Консерватории есть моя лучшая мечта»,— объяснил он. 17 марта 1879 года первая, консерваторская, премьера «Онегина» наконец состоялась. Постановка не имела большого успеха, но вот сама музыка быстро стала «хитом» того времени. Чайковский судил об этом по количеству проданных нот. «Музыка эта имеет успех огромный, почти беспримерный по числу проданных экземпляров»,— констатировали современники.

1881 год. Афиша спектакля «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского в Большом театре

1881 год. Афиша спектакля «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского в Большом театре

1881 год. Афиша спектакля «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского в Большом театре

На сцене Большого театра премьера «Онегина» состоялась 11 января 1881 года. И снова — холодный прием. Петр Чайковский был к этому готов. Он помнил провал премьеры «Кармен» Жоржа Бизе, а в свою оперу верил и готов был ждать. Ожидание вознаграждалось свидетельствами будущего успеха, который уже созревал «снизу». В 1883 году Чайковский переживет ситуацию почти как в пушкинском «Моцарте и Сальери»: зайдя в московский трактир «Саратов» на Сретенском бульваре, он услышит, как механический орган (предок граммофона) пятнадцать раз подряд проиграет посетителям танцы из «Евгения Онегина». Это было признание.

Но лишь в 1884 году «Онегин» начал триумфальное шествие на императорской петербургской сцене (со спекуляцией билетами и фантастическими очередями в кассы).

Мировая слава лирической оперы

Постановка в Мариинском театре состоялась 31 октября 1884 года, что говорит о настороженности со стороны руководства более крупного театра по отношению к «экспериментальному» оперному произведению. Но успех последующих постановок, в том числе в Большом театре (1895 год) и на советской сцене (1918 год в Петрограде), подтвердил значимость и долговечность оперы Чайковского. «Евгений Онегин» стал ярким представителем нового жанра лирической оперы. К этой же жанровой ветви относится последняя опера Чайковского — «Иоланта», также отличающаяся своей камерностью и лирической направленностью. Здесь также нет традиционных оперных клише, сюжет сосредоточен на внутреннем мире героини и ее переживаниях, правда, финал более оптимистичен, а конфликт выражен ярче. «Евгений Онегин» до сих пор остается одним из лидеров по популярности среди оперных произведений мирового репертуара. Лирическая опера Чайковского обошла весь мир, а партии из нее вошли в золотой репертуар лучших певцов.

1922 год. Опера «Евгений Онегин» в постановке К. С. Станиславского в Музыкальном театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко

1922 год. Опера «Евгений Онегин» в постановке К. С. Станиславского в Музыкальном театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко

Фото: предоставлено пресс-службой театра

1922 год. Опера «Евгений Онегин» в постановке К. С. Станиславского в Музыкальном театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко

Фото: предоставлено пресс-службой театра

Но мировая слава будет после, а тогда, 140 лет назад, успех был в рамках одной, но самой важной в России сцены — императорской.

Анна Кашурина

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...