Наталья Ханова:
«Переменим» помогает детям
понять свою цель в жизни

Кадровый голод является ключевой проблемой современных работодателей. Бизнес готов популяризировать свои организации не только студентам, но и школьникам. Однако в школьное образование сложно системно внедрять креативную профориентационную деятельность: слишком большая и многоуровневая система. Отдельный проект на профессиональной основе может взять на себя большой пласт такой работы и, главное, помочь детям и педагогам, работодателям и родителям. Как реализуется проф­ориентационная деятельность в школьном образовании, рассказала Наталья Ханова, директор АНО ДПО «Центр проектов «Переменим», главный редактор сетевого СМИ «Перемена-Пермь».

– Наталья, сегодня единицей деятельности в любой отрасли является проект. «Переменим» тоже избрали для себя такой путь в профориентации школьников?

– Проект – понятная сущность, имеющая конкретные сроки, цели и результаты. Проект дает возможность создать индивидуальный продукт с адресным результатом и гибкими подходами. «Переменим» уже 13 лет занимается профориентацией школьников, вовлекая в сотрудничество образовательные организации, профессиональные союзы, регуляторов, ученых, некоммерческий сегмент, СМИ, а главное – работодателей.

– Почему в Перми вас называют редакцией, а не проектным агентством?

– «Перемена-Пермь» начала свою работу как классическое детское СМИ в школьной нише, а через три года трансформировалась в проектное агентство. Сегодня в любой отрасли требуются специалисты, которые работают на результат. Но появление их в командах – долговыращиваемая инвестиция. У школ стоит задача учить детей, у работодателей – выпускать продукцию. Поэтому «Переменим» взяла на себя организацию профориентационных проектов и стала в этом профессионалом. За плечами 13 лет работы, 57 выигранных грантов и 208 крупных проектов.

– А разве в России недостаточно проектов в профориентации: «Билет в будущее», кванториумы, технопарки, «Сириус», «Движение первых»?..

– Понимаете, трудно создать некий усредненный проект, который подойдет для каждого предприятия и школы. Всегда необходимо изучить социальный и производственный багаж территории. Ни в школе, ни на предприятии нет специалиста, который бы занимался только проектной деятельностью. Разве педагог имеет возможность посетить сотню предприятий? Или на предприятиях специалисты по развитию персонала смогут побывать во всех школах и увидеть потенциал для сотрудничества? Проект – результат командной работы, где каждая коман­да – это отдельная организация со своими правилами и запросами. Задача руководителя проекта – выслушать интересы каждого, разработать подходящие форматы, календарь проекта, найти финансирование, исполнителей.

– Какие кейсы вы можете привести как успешные?

– Мы понимаем, что и школе, и предприятию нужен системный результат, который не закончится вместе с проектом. Этого можно достичь, если формировать в командах культуру соучастия, когда и взрослому, и ребенку интересно вовлекаться в проект. Мы заметили, что школьники, приходя в проект любой направленности, транслируют одно и то же сообщение: «Нам не хватает внимания взрослых, мы одиноки». А от работодателя нередко слышишь: «Пришла толпа детей, которым не было интересно. Зачем мне вкладываться в это?»

Чтобы избежать подобного эффекта, мы делаем проекты так, чтобы к концу их реализации появился продукт, в который вкладываются все участники. Например, в проекте «Герой закулисья» школьники с семью пермскими театрами создают городскую стендовую выставку про специалистов, работающих за сценой. В проекте «Клуб юных химиков «Поколение СИБУР» мы брали образцы воздуха возле школ, проводили их химический анализ и разрабатывали варианты зеленых посадок для улучшения качества воздуха.

– Большинство предприятий Пермского края – промышленные. Возможны ли здесь креативные решения?

– Сейчас многие предприятия открыты к коллаборациям. Яркий пример – проект «Папа все может!», в котором социальными партнерами выступили авиакомпания «Геликс», АО «Редуктор ПМ» и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеогсинтез». Ключевой запрос – нехватка рабочих кадров. Мы нашли решение: велосипедная тематика, которая «прошивает» все мероприятия проекта. Так возникли мастер-классы по ремонту велосипеда и безопасной езде, профпробы по автоделу и классической механике при работе за станком или при обслуживании вертолета. В проект вовлекли детей и пап, добавили экскурсии в музеи предприятий и технический хакатон «Собери машину Голдберга». Многие отцы из проекта (а их 40) никогда и не знали, что в Перми есть вертолетная авиакомпания, занимающаяся тушением пожаров, что на «Редукторе» делают «сердце» современного вертолета, что в ЛУКОЙЛе открыто уникальное производство горюче-смазочных материалов.

– Наталья, какие результаты деятельности «Переменим» вы можете назвать значимыми? Можно ли говорить о региональном эффекте? Есть ли проекты-долгожители?

– Сейчас в стране непростое время. У подростков много вопросов, на которые нужны ответы даже больше, чем взрослым. Наша с вами задача – им эти ответы дать. Воспитать в них человека, профессионала, патриота. Мы не только помогаем детям определиться с будущей профессией, используя оригинальную и креативную концепцию проектной деятельности, но и формируем любовь к Родине, повышаем производственную культуру и уважение к человеку труда. За год охватываем проектной деятельностью около 5 тыс. детей из Перми, Ульяновска, Москвы, Екатеринбурга, Луганска.

В 2022 году команда стала победителем конкурса Приволжского федерального округа «Профессионалы НКО» в номинации «Руководитель проекта». А всего у «Переменим» около 200 благодарственных писем и дипломов от школ, органов власти, предприятий. В 2022 и 2023 годах мы получили субсидию от Министерства просвещения РФ и реализовали масштабные профильные каникулярные школы в регионах присутствия. Главным комьюнити для нас являются директора школ и педагоги. Мы развиваем направление, которое между собой называем службой заботы о педагогах. Так появились выездные образовательные сессии для педагогов, а получение образовательной лицензии позволяет нам обучать специалистов с выдачей документов установленного образца. В этом году мы активно развиваем направление – городские и загородные профориентационные смены.

АНО ДПО «Центр проектов «Переменим»

Реклама

Вся лента