Авариям не дают ходу

Количество ДТП на российских дорогах снижается

Аварийность на дорогах России по итогам первого квартала сократилась на 4%, число погибших — на 2,2%. Положительный тренд сменил негативный, наблюдавшийся в прошлом году. Тогда число ДТП росло, в том числе из-за вызванного экономическими санкциями резкого перенаправления грузопотоков с запада на восток, роста отечественного автотуризма в условиях ограничения предложений отдыха за рубежом и увеличения объемов автобусных перевозок. Эксперты призывают строить и реконструировать дорожную сеть, чтобы аварийность снижалась и дальше.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

По итогам первых трех месяцев 2024 года число ДТП с пострадавшими сократилось на 4,4% (23,4 тыс.), погибших в них — на 2,2% (2,6 тыс. человек), раненых — на 4,4% (30 тыс.), следует из опубликованных данных ГИБДД. Лидеры по темпам снижения: Брянская область, Ингушетия, Чукотка, Тува, Чечня, Смоленская область, Адыгея.

По итогам 2023 года, напомним, число ДТП выросло на 4,5%, смертность в ДТП — на 2,4%.

ГИБДД и ученые называли комплекс причин, приведших к этому, в числе которых связанное с введением санкций перенаправление грузопотоков с запада на восток и рост популярности автотуризма в стране (опять-таки из-за ограничения предложений отдыха за рубежом). Также в 2023 году вырос грузооборот автотранспортом, увечилось количество автобусных перевозок, вновь прибавил обороты импорт праворульных авто из Японии — все эти факторы привели к росту отдельных показателей аварийности.

В 2020–2021 годах из-за пандемии число поездок на автомобилях сократилось, напоминает научный директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин, а в 2022–2023 годах сообщение восстанавливалось, что автоматически повлекло за собой рост ДТП на эффекте низкой базы. «Возможно, мы этот этап успешно преодолели»,— предполагает господин Блинкин. Он также обращает внимание, что рост аварийности наблюдается после каждого экономического кризиса (так было в 1998, 2008 годах): не исключено, что этот фактор еще будет оказывать влияние на статистику в 2024 году, но пока произошла «адаптация».

4% — изменения в пределах статистической погрешности, полагает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Водители по большей части уже ездят максимально аккуратно, самые старые небезопасные машины выпадают из эксплуатации,— говорит он.— Остались дороги. Их остро не хватает, их надо реконструировать. Все межрегиональные загородные трассы должны быть минимум четырехполосные, с отбойником и освещением». Росавтодор на днях отчитался о планах сделать четырехполосными в этом году 376 км участков, в том числе на М-2, А-108, Р-23 и других трассах.

Отдельные виды аварийности по итогам трех месяцев, однако, продолжают рост.

На 4,5% увеличилось число ДТП с участием детей, в том числе на 61% — с участием детей за рулем мотоциклов, мопедов и «других механических транспортных средств». На 14% выросло число опрокидываний авто, на 11,8% — наездов на стоящие транспортные средства. На 25% и 2,5% выросло число аварий с недостатками содержания на федеральных и региональных дорогах соответственно. Общее число ДТП продолжает увеличиваться в Сибирском, Южном, Дальневосточном федеральных округах.

2 апреля, выступая на расширенной коллегии МВД, президент Владимир Путин заявил, что в связи с восстановлением и ремонтом автодорог в регионах (в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги») потоки и скорости движения будут только расти. «Жду от ГИБДД активного внедрения передовых технологий безопасности, современных средств и способов организации движения»,— заявил он. Глава МВД Владимир Колокольцев пообещал, что ведомство «задействует весь имеющийся спектр законодательных, организационных и технических средств для снижения числа дорожно-транспортных происшествий».

Иван Буранов

Вся лента