Петербургские ЦОДы сформировали дефицит

Дата-центры

В Петербурге растет спрос на услуги коммерческих центров обработки данных (ЦОДов), некоторые эксперты говорят уже о дефиците стойко-мест. Однако рынок дата-центров Петербурга в несколько раз меньше столичного. И пока, полагают эксперты, ожидать серьезного наращивания доли Северной столицы не приходится.

80% рынка дата-центров России сосредоточено в Москве и Московской области, доля Петербурга составляет примерно 10%

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В последние годы наблюдается заметный, хотя и не очень бурный рост спроса на услуги дата-центров в Санкт-Петербурге. С развитием цифровой экономики и увеличением объемов данных компании все чаще обращаются к владельцам ЦОДов для размещения собственного IT-оборудования, сервисов и хранения информации. Игорь Ситников, генеральный директор ЦОД «Миран», говорит, что 80% рынка дата-центров России сосредоточено в Москве и Московской области, доля Петербурга составляет примерно 10%.

По словам господина Ситникова, на сегодняшний день в Петербурге работает около 30 дата-центров — от маленьких до больших площадок на тысячу серверных шкафов. «У большинства дата-центров Петербурга в планах есть расширение или строительство новой площадки, но до реализации дошли единицы. Так, в начале этого года запустилось два новых дата-центра на 260 и 90 серверных шкафов, что составляет примерно 5% от объема рынка Петербурга. Некоторые игроки рынка ЦОД сообщают о расширении текущих мощностей. По оценкам компании "Миран", на текущий момент объем свободных мощностей составляет около 10% от общего количества серверных шкафов в Петербурге, что является нормальным историческим показателем»,— говорит он.

Игорь Давыдов, руководитель проектного офиса Linx Datacenter, считает, что на рынке коммерческих ЦОДов Санкт-Петербурга сегодня наблюдается дефицит стойко-мест. Общий объем рынка составляет менее 7 тыс. стоек. Не занято из них только около 130. Однако, как полагает эксперт, в обозримой перспективе объем рынка коммерческих ЦОДов Санкт-Петербурга вряд ли ощутимо увеличится. «Дата-центры здесь окупаются значительно медленнее, чем в Москве. Эта ситуация сможет измениться только при значительном снижении тарифа на электроэнергию для операторов ЦОДов»,— объясняет он.

По словам господина Ситникова, стоимость строительства дата-центра зависит, как обычно, от многих факторов, в первую очередь это количество серверных шкафов, этапность стройки и электрическая мощность на каждый серверный шкаф. «С ростом нейросетей, машинного обучения, обработки больших данных потребность в высоконагруженных серверных возрастает, а следовательно, нужно закладывать больше затрат, чем раньше. В среднем затраты на строительство одного серверного шкафа в текущей ситуации составят 5 млн рублей»,— говорит он.

Большая часть инженерного оборудования для дата-центров производится за границей, поэтому его стоимость привязана к курсу валют, сейчас же, помимо роста стоимости валюты, добавились издержки на построение новых логистических цепочек. «Конечно же, все больше появляется отечественных решений, но они не покрывают все потребности в инженерной инфраструктуре»,— признает господин Ситников.

«Главное, что осложняет создание ЦОДов,— это необходимость привлечения значительных инвестиций. Наибольших затрат — в отдельных случаях достигающих почти 50% — требует получение технических условий на подключение к внешним энергетическим сетям и их исполнение. В то же время следует отметить, что в последние годы процесс получения средств на создание ЦОД стал более понятным. К этому привело появление в банковской сфере в результате участившихся запросов операторов ЦОДов унифицированной схемы предоставления финансирования на создание или развитие дата-центров»,— добавляет господин Давыдов.

Окупаемость дата-центра напрямую связана с его заполняемостью. В Москве рынок дата-центров в 10 раз больше, чем в Петербурге, зачастую там возникает дефицит в качественных и зарекомендовавших себя центрах обработки данных. «В связи с этим нередки случаи контрактования клиентами площадки еще на этапе строительства. В Петербурге же картина иная, клиентов нужно искать, заслуживать их доверие, растить, что сильно растягивает время заполнения ЦОДа и срок окупаемости, который варьируется от пяти до семи лет»,— сообщает господин Ситников.

Роман Русаков

Вся лента