«Планы должны быть трудновыполнимыми»

Глава «Кордианта» Вадим Володин о загрузке площадки Gislaved в Калуге

S8 Capital за прошедший год за счет покупки активов сформировал под управлением российского «Кордианта» второго по величине игрока шинного рынка. О восстановлении производства на бывшем заводе Continental (сейчас Gislaved) и будущем шинного кластера рассказал гендиректор «Кордианта» Вадим Володин.

Вадим Володин

Фото: Компания «Кордиант»

— Как вы оцениваете ситуацию на шинном рынке?

— Начнем с позитива: рынок после спада в 2022 году в 2023-м вырос на 16% по легковому направлению — в основном рост за счет сегментов С и В. В части премиального сегмента спад пока остается, но не потому, что потребители не хотят или не могут приобретать премиальную продукцию. Дело в том, что многие западные компании, которые импортировали и производили в России, в рамках санкций либо резко сократили бизнес, либо вовсе остановили производство.

Из негативного: у нас практически схлопнулись поставки на первичную комплектацию, потому что все международные автозаводы остановили производство. Также практически встал экспорт, поскольку традиционно поставки были в европейскую часть, и это направление закрылось. В целом же рынок взял курс на уверенное восстановление, и положительная динамика останется трендом на ближайшее время.

— Как бы вы оценили конкуренцию со стороны импорта?

— Если раньше западные компании импортировали в Россию премиальные продукты, то сегодня мы видим наплыв огромного количества китайских брендов, только за прошлый год их пришло более 80. В данном случае для потребителя есть огромные риски: во-первых, получить недоброкачественную продукцию, а во-вторых, невозможность заменить ее быстро, если что-то с шиной произойдет, в том числе из-за отсутствия развитой дистрибуции, которая есть у нас. Ну и в целом какой смысл покупать китайские шины неизвестного бренда, когда сейчас в России запускаются локальные производства, которые ранее выпускали в том числе премиальные продукты. Например, наш шинный кластер «Кордиант» объединил пять заводов в Ярославле, Омске, Калужской области (ранее Continental AG) и в Ульяновске (ранее Bridgestone), став вторым среди крупнейших отечественных производителей шин. Последние два предприятия — одни из самых современных не только в России, но и в мире.

— Китайские производители демпингуют?

— В какой-то момент на рынке образовался некий вакуум, который достаточно быстро заполнился китайскими производителями. И сейчас по мере того, как российские производства начнут заполнять этот вакуум, их доля начнет сокращаться.

— Какая сейчас динамика выпуска на заводе Gislaved?

— Согласно бизнес-плану на 2024 год, объем выпуска запланирован на уровне 2,1 млн шин. Это примерно на 12% больше, чем был выпуск прошлого года. По итогам первых трех месяцев можно констатировать, что мы идем даже с опережением. В ближайшие два года мы загрузим это производство на 100%.

— Максимальная мощность завода в районе 3,5 млн штук?

— Да, но максимально завод выпускал 3,1 млн.

— Вы рассчитываете и другие заводы полностью загрузить через два года?

— Cordiant исторически загружен на 100%. Сейчас основная задача — загрузить на 100% Ульяновск и Калугу. Уверен, что уже в ближайшее время предприятия выйдут на проектную мощность.

— Вы упомянули, что сейчас не поставляете на первичную комплектацию с завода Gislaved. Такие планы есть?

— Да, для этого мы специально разработали бренд Meteor. Эта продукция будет поставляться на OEM-предприятия. И сейчас мы ведем переговоры с автопроизводителями.

— Зачем на первичную комплектацию отдельная марка?

— Первичная комплектация — это все-таки отдельная история, и для разных производителей требуются разные подходы, требования. Мы для себя приняли решение, что под комплектацию создадим бренд, который отстроим от внутреннего рынка.

— У Gislaved какая доля приходилась на первичные поставки?

— Раньше у Continental был единый контракт, который охватывал все их производственные мощности и все площадки, с которыми у них были договоры: например, Renault, Nissan и так далее. И в рамках этого глобального контракта они поставляли шины на комплектацию. Сейчас этих контрактов нет, как и нет производителей этих автомобилей. Ландшафт полностью поменялся, и мы меняемся вместе с рыночной ситуацией.

— Если АГР (бывший VW) перезапустит площадку в Калуге, вы планируете продолжить с ними работу?

— Мы открыты для всех автосборочных предприятий, которым необходимо будет шинное производство. Здесь вопрос в типоразмерах и требованиях к шине, которые они будут выставлять.

— Как выглядит сейчас линейка Gislaved?

— На сегодняшний момент линейка включает в себя новые модели, которые в свое время еще запускал Continental (бренд Gislaved был передан в рамках сделки вместе с российскими активами Continental AG). В продуктовую линейку зимних шин входят Soft Frost 200, Nord Frost 200, Nord Frost Van. В этот летний сезон мы выпускаем Gislaved PremiumControl, UltraControl, TerraControl, TerraControl ATR. Также на заводе Gislaved в Калуге мы будем выпускать еще бренд Torero — с точки зрения продуктового портфеля он придет на замену ассортиментной линейки ушедшего с рынка бренда Matador.

— Вы планируете использовать собственные наработки «Кордианта» в линейке продукции калужского завода?

— Мы ничего не поменяли с точки зрения технологического процесса. По потребительским качествам это ровно та же продукция, которая выпускалась до 2022 года. Конечно, мы смотрим с точки зрения развития наших линеек на опыт всех площадок, которые оказались в рамках шинного кластера, сформированного на базе «Кордианта». На данный момент наш R&D НТЦ «Интайр» при поддержке команды инженерно-технического состава Калужского шинного завода активно работает над созданием нового премиального бренда, ассортиментная матрица которого начнется от 16 дюймов.

— Продукция Gislaved и бывшего Bridgestone будет позиционироваться в премиальном сегменте?

— Да. Шинный кластер должен занять лидирующие позиции во всех сегментах, начиная от экономсегмента C, который мы, к примеру, выпускаем в Омске, и заканчивая премиальным сегментом, который выпускается в Калуге и планируется к выпуску в Ульяновске. Мы перед собой ставим задачу ни много ни мало достигнуть 26-процентной доли российского рынка в течение двух лет.

— Есть ли сейчас какие-то сложности с доступом к сырью или химии, например натуральному каучуку?

— В турбулентной ситуации мы находимся достаточно давно, начиная с 2020 года. Уже тогда мы приняли для себя решение, что нужно иметь диверсифицированный портфель поставщиков, и начали их искать не только в европейской части, но и на других континентах, потому что подходы с точки зрения ковида во всех странах были несколько различными. Собственно, в 2022 году это нам очень помогло. Несмотря на ввод санкций и остановки поставок, мы не просели, а задействовали сырье, которое в свое время уже было омологировано на наших площадках и принято в работу.

На сегодняшний момент, конечно, определенные сложности с поставками есть. Но базово продукция по своим техническим и качественным характеристикам ничем не отличается от той продукции, которая ранее производилась на заводе в Калуге. Сейчас ограничений с точки зрения сырья никаких нет.

— Есть ли планы восстанавливать экспорт? Санкции не позволяют поставлять в ЕС, но есть, например, рынки СНГ.

— Для нас базовым рынком является Россия. За последний год объем, который шел раньше на экспорт в Европу, мы успешно реализовали внутри России и СНГ. Сейчас с точки зрения поставок мы активно развиваем сотрудничество со странами Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока.

— Будет ли это экономически эффективно?

— Если мы будем поставлять, значит, производство будет экономически эффективно для нас. Потому что, если это неэффективно, какой смысл туда поставлять. Планы должны быть трудновыполнимыми, но выполнимыми и, главное, экономически целесообразными.

— На какие примерно объемы экспорта вы рассчитываете?

— Объем экспорта — изменяющаяся величина в зависимости от спроса на российском рынке, у нас она варьируется от 10% до 20% от производства в целом по шинному кластеру.

— Если все локальные производители концентрируются на внутреннем рынке, не увеличивает ли это конкуренцию? Или это пока не ощущается, так как не на всех заводах производство восстановилось?

— Мы считаем, что у нас в текущий момент самая лучшая система дистрибуции на российском рынке. У нас около 300 дистрибуторов от Калининграда до Владивостока, единая система и условия. Да, понятное дело, все компании начнут запускаться на полную мощность. С другой стороны, у нас и автосборочные предприятия должны начать увеличивать объем производства. И я считаю, что люди, покупающие, например, китайские шины, должны скоро к нам вернуться. Конкуренция, конечно, будет, но это не катастрофа.

— Планируется производить в РФ большие типоразмеры, которые сейчас в дефиците?

— Уже начиная с зимнего сезона.

— Раньше, я так понимаю, большие диаметры не производились, потому что это относительно маленький сегмент. Что поменялось?

— Все компании, представленные на рынке, производят большие диаметры. Дело в том, что бизнес, к примеру, того же Continental был построен по принципу, что разные площадки производят разную продукцию. Что-то производится внутри страны, что-то импортировалось. Соответственно, текущая наша задача — начать производство внутри страны ассортимента, который не производился на площадке.

Интервью взяла Ольга Никитина

Вся лента