У платных дорог трудности с переводом

Власти не могут заставить «иностранцев» платить за проезд

Автомобили с иностранными номерами стали серьезной проблемой для операторов платных дорог — об этом вчера говорили в Госдуме. Представители российских ведомств признали, что не могут добиться от них оплаты проезда — по итогам 2023 года задолженность «иностранцев» достигла почти 370 млн руб. Более того, эта сумма скоро вырастет, когда платных трасс станет больше. Участники обсуждения жалуются на законодательные пробелы и недостаточное межведомственное взаимодействие.

Иностранные номера превращают платную дорогу в бесплатную

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Обеспечение «неотвратимости наказания иностранных граждан и иностранных перевозчиков за нарушение правил проезда по платным автодорогам» обсуждалось вчера на совещании в комитете Госдумы по транспорту. Представитель Минтранса Антон Козлов представил данные о задолженности за проезд по платным дорогам «Автодора», которая числится за транспортными средствами из иностранных государств. В 2021 году эта сумма составляла 129 млн руб., в 2022 году — 280 млн руб., а по итогам 2023 года — уже 369 млн руб. Основная проблема возникает из-за иностранных легковых автомобилей, добавил глава Ространснадзора Виктор Басаргин: не платят штрафы более 50% нарушителей из этой категории.

Напомним, штраф за неоплату проезда по платным трассам был введен в 2020 году поправками к КоАП — 1,5 тыс. руб. для легковой машины, 5 тыс. руб. для автобуса или грузовика. Санкции вводились для контроля проезда по платным дорогам с системой «Свободный поток» без шлагбаумов (ЦКАД, М-11, М-12 и т. д.). Администрированием занимается Ространснадзор: за 2023 год ведомство вынесло в общей сложности более 1 млн штрафов за неоплату. Более 30% штрафов впоследствии отменили, поскольку водители погасили долг (такая опция предусмотрена КоАП). По остальным работают судебные приставы.

Участники совещания объяснили, почему наказать владельцев иностранных автомобилей фактически невозможно. Виктор Басаргин и представитель ГИБДД Андрей Клименко пояснили, что у Ространснадзора нет полномочий остановить легковую машину, а у ГИБДД — нет права администрировать нарушения за неоплату проезда.

Российским машинам можно выставить штраф автоматически, но у Ространснадзора просто нет нужных данных об «иностранцах».

В теории их можно получить от Федеральной таможенной службы (ФТС), но система информационного обмена между двумя ведомствами заработала только 1 апреля, и пока неясно, насколько она эффективна.

Другой вариант — не выпускать иностранные автомобили из страны, пока не оплачены штраф и долг. Но представители ФТС, выступая на совещании, заявили, что они против наделения их дополнительными контрольными функциями. Кроме того, это не решит всех проблем — при транзите через Белоруссию водители не останавливаются из-за отсутствия пограничного контроля, так что задержать их за неуплату нельзя.

Глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев призвал урегулировать вопрос в ближайшее время, поскольку на региональных платных дорогах проблема может усугубиться (в Подмосковье две такие трассы откроются уже в этом году). Господин Москвичев пообещал поднять эту тему на заседании наблюдательного совета «Автодора» 5 апреля.

Участники заседания признали, что о проблеме безнаказанности иностранных автомобилей известно с 2018 года.

Тогда «Автодор» сообщил, что за год на одном 300-километровом участке трассы М-1 было выявлено более полумиллиона нарушителей скоростного режима из сопредельных государств. Это более 50% от числа всех нарушителей на этом отрезке дороги, но штрафа никто из них не получил. Напомним, что уже тогда эксперты говорили “Ъ” о необходимости наладить взаимодействие с ФТС.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин подтверждает, что проблема «давняя и большая». По его словам, союз несколько раз обращался по этому поводу в МВД. «С этим надо наводить порядок. Количество мигрантов выросло, увеличилось и число автомобилей с иностранным учетом,— пояснил он.— Таких машин станет еще больше. Контролировать это могут только сотрудники ГИБДД на дорогах, но их явно не хватает».

Иван Буранов

Вся лента