Облегчение — мать учения

Владимир Путин поручил сбалансировать нагрузку на школьников

Президент Путин поручил правительству принять меры для формирования «гармоничной, сбалансированной и результативной» нагрузки на школьников. Для этого предлагается сократить объем домашнего задания и усилить межпредметные связи. Опрошенные “Ъ” эксперты согласны, что домашняя работа отнимает у детей много времени, но добавляют, что «квалифицированным учителям удается гармонично распределять нагрузку».

Домашнее задание хотят оставить на уроках

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Президент утвердил поручения по итогам послания Федеральному собранию от 29 февраля. Во время выступления господина Путина самой заменой инициативой в области образования был «второй шанс» для выпускников — возможность быстро пересдать ЕГЭ. Однако помимо этого президент размышлял и о «содержании образования»: «Учебная нагрузка для детей должна быть разумной и сбалансированной. И конечно, явно не на пользу дела, когда на уроках учат одному, а на экзаменах спрашивают другое».

Решать эти проблемы в поручениях предлагается за счет сокращения времени на выполнение домашнего задания, усиления межпредметных связей, синхронизации вопросов ГИА с образовательными программами и уменьшения проверочных работ. Правительство должно отчитаться о формировании «гармоничной, сбалансированной и результативной» нагрузки на школьников до 1 декабря. “Ъ” направил Минпросвещения вопросы о поручении президента, но пока не получил ответа.

Заведующий кафедрой словесности школы «Новый взгляд» Вадим Хардин считает, что «ученики, особенно восьмых-девятых классов, зачастую перегружены». По его словам, школьники и родители периодически жалуются на количество домашнего задания, из-за которого не хватает времени на кружки и секции.

«Мозг не может все время усваивать информацию,— уверен эксперт.— Отзанимался школьник шесть-семь уроков, информация в мозг поступила, но нужно время, чтобы ее усвоить: прогулки, игры, бассейн, музыка». Господин Хардин отмечает, что «учителю нужен четкий подход» к домашним заданиям: «Задавать их нужно не потому, что обязан сделать запись в электронном журнале, а с другой целью. Важно, чтобы домашнее задание отличалось от привычных номеров и упражнений в учебнике». В беседе с “Ъ” педагог сформулировал три принципа домашнего задания: «Во-первых, оно должно быть интересным для ученика — нельзя просто дублировать то, что делалось на уроке. Во-вторых, оно должно быть разноуровневым. В-третьих, очень важно, чтобы ребенок имел возможность выбора из предложенных упражнений — в том числе мог и отказаться от выполнения задания по тем или иным причинам. Домашнее задание — это не карательный инструмент, а инструмент тренировки мастерства и развития учащегося».

«Перегружены домашним заданием, как правило, ответственные ребята. А лентяи, сколько им ни задавай, и так ничего не сделают»,— говорит преподаватель русского языка и литературы из Великих Лук Татьяна Рассолова. По ее словам, объем домашней работы закреплен в образовательных стандартах: «Дома ученик должен проработать треть того, что было на уроке. Но квалифицированным учителям удается гармонично распределять нагрузку по своему предмету и сейчас». Педагог уверена, что добиваться баланса в нагрузке на школьников нужно именно через междисциплинарный подход к образованию — это поможет уменьшить количество часов или даже исключить некоторые предметы из программы.

«Блоки обществознания хороший историк включает в свои занятия, и не нужен отдельный предмет,— уверена госпожа Рассолова.— А классные руководители постоянно проводят с учениками инструктажи по технике безопасности. Поэтому блоки ОБЖ, которые отнимают целый час в неделю, можно спокойно распределить между трудом, физкультурой и "Разговорами о важном"».

Отметим, в феврале Минпросвещения подготовило новые федеральные образовательные стандарты, где значительно сокращено время на преподавание обществознания. Это вызвало в педагогическом сообществе дискуссию о необходимости предмета (“Ъ” писал об этом 23 февраля). Одновременно в ОБЖ также вносятся корректировки, однако этой дисциплине, наоборот, собираются уделить больше внимания. С 1 сентября предмет будет называться «Основы безопасности и защиты родины», в нем усилят блок начальной военной подготовки.

Руководитель методологии и разработки образовательных программ компании Maximum Education Артем Мушта указывает: школьная программа и сейчас учитывает, что в 9-х и 11-х классах ученикам необходимо подготовиться к ГИА. «Упор делается на темы, которые будут спрашивать на экзамене,— комментирует эксперт.— Но ученики могут обучаться по разным программам — базовой и профильной. А второй тип обучения зачастую предполагает настолько глубокое погружение в предмет, что иногда мешает общей подготовке к экзаменам. Ученики из профильной математической школы могут решать задачи на уровне второго-третьего курсов технического университета, но при этом совершать ошибки в базовых заданиях ЕГЭ». Господин Мушта согласен, что школьная программа должна быть шире, но считает «единообразие подходов, сбалансированность тем в школьной программе и контроль за количеством оценочных мероприятий» правильной тенденцией. «Если синхронизировать между собой школьную программу и итоговую аттестацию, это решит множество проблем и сможет выровнять нагрузку на школьников»,— уверен он.

Полина Ячменникова

Вся лента