ПДД не изменятся вскорости

Правила будут корректировать точечно, но пока без радикальных перемен

МВД и Общественная палата (ОП) по поручению президента Владимира Путина подготовили предложения по совершенствованию Правил дорожного движения. Нормы в ближайшее время вряд ли будут меняться радикально, следует из прозвучавших вчера заявлений общественников и представителей МВД. Впрочем, совсем без корректировок, например, в части регулирования движения электросамокатов и беспилотников, не обойдется.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

23 декабря прошлого года Владимир Путин поручил кабмину и ОП РФ представить предложения о «совершенствовании» ПДД со сроком исполнения 1 апреля 2024 года. Поручение было дано по итогам встречи президента с представителями ОП в ноябре 2023 года, в ходе которой член палаты Александр Холодов предложил полностью переработать ПДД и больше не вносить в них точечные поправки. В среду в палате прошел круглый стол, в ходе которого обсуждалась текущая ситуация с ПДД.

Правила, настаивал вчера господин Холодов, содержат много неточностей, а также сложных и устаревших формулировок.

В пример он привел норму о запрете пользоваться телефоном без устройств hands-free. В 2001 году, когда норма вводилась, телефоны использовались только для звонков и SMS, у нынешних смартфонов функционал гораздо шире. ПДД этого не учитывают, указал Александр Холодов. Или, продолжил он, взять запрет парковки ближе 15 м от автобусной остановки, обозначенной зигзагообразной разметкой: водители путаются, откуда вести отсчет — от начала разметки или от знака. Господин Холодов также обращает внимание, что в действующих правилах не урегулировано движение беспилотников и роботов-доставщиков, а они уже появились на дорогах.

Александр Холодов предложил запустить два параллельных процесса по корректировке правил в рамках рабочей группы при ОП. Первый — подготовка точечных, необходимых в ближайшее время поправок; второй — работа над новыми ПДД с обновленной структурой, терминологией, формулировками и т. д. Базовые нормы (запрет выезда на красный свет, «встречку», пьяной езды и т. д.) останутся, полагает господин Холодов, остальное будет предметом дискуссии. Действующие ПДД, отметим, рассчитаны для использования до 1 марта 2029 года. Эта инициатива войдет в доклад ОП, который поступит главе государства.

«С ПДД надо поступать аккуратно, поскольку он регулирует значительный объем общественных отношений,— обрисовал позицию полиции (она уже направлена в кабмин) начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД Дмитрий Митрошин.— Любые изменения, даже незначительные, могут привести к подвижкам, связанным с безопасностью движения. Правила менять надо осторожно и исключительно эволюционно».

Господин Митрошин заверил, что МВД готово работать с ОП над новыми поправками и текстом. В качестве примера неудачной нормы он привел правила проезда круговых перекрестков, которые менялись уже несколько раз и в результате многие водители путаются.

Полицейское ведомство, по данным “Ъ”, проинформировало кабмин о подготовке точечных изменений в ПДД по регулированию движения СИМ и беспилотных автомобилей. Последние поправки, скорее всего, будут связаны с проектом закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах», который готовит Минтранс (“Ъ” сообщал об этом). Итоговый доклад по поручению главы государства правительство направит в администрацию президента.

Приглашенные в ОП эксперты в целом поддержали «эволюционный» подход, обнародовав и свои предложения. Базовые понятия и обязанности участников движения нужно закрепить в федеральном законе, а технические нормы — в ПДД, считает сопредседатель рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках «регуляторной гильотины» Евгений Литвин. Он отметил, что термины и нормы должны быть, с одной стороны, понятны обывателю, с другой — юридически выверены. Советник президента Российского союза автостраховщиков Александр Якимов заявил о необходимости глубокого анализа всех норм ПДД, но в ближайшей перспективе имеет смысл выделить «болевые точки и их ликвидировать».

Начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ЦОДД Москвы Андрей Мухортиков предложил исправить алгоритм оформления мелких ДТП: на скоростных магистралях обязать водителей немедленно убирать машины с проезжей части, чтобы избежать повторных наездов (сейчас такой нормы нет). Адвокат Александр Почуев считает, что ПДД надо расширить до правил движения «наземных транспортных средств», поскольку проблемы возникают «не только с автомобилями, но и с тракторами, снегоходами, квадроциклами и даже танками». Эксперт, судя по всему, имел в виду недавний инцидент в Нижнем Тагиле, в ходе которого танк, следовавший по спецпроезду в сторону полигона, протаранил легковой автомобиль, проехавший на красный свет.

Иван Буранов

Вся лента