Напитки убирают градус

Почему растет спрос на безалкогольные вино и сидр

В России растет спрос на безалкогольные вино, пиво и сидр, об этом сообщают ритейлеры, в том числе продуктовые сети, пишет Forbes. В частности, в магазинах SimpleWine объем продаж такого вина за 2023 год увеличился на 44%. Аналогичную тенденцию заметили и во «Вкусвилле»: там говорят, что спрос на вино, сидр и пиво без содержания спирта за последние шесть месяцев вырос вдвое.

Фото: Евгений Разумный, Коммерсантъ

Исполнительный директор компании Fortwine Александр Липилин также видит повышенный интерес российских потребителей к таким напиткам. По его словам, связано это в том числе с глобальными трендами: «С одной стороны, это ЗОЖ. С другой, тенденция на усложнение гастрономического потребления, то есть когда люди хотят не просто есть для того, чтобы почувствовать сытость, а желают получить от этого удовольствие. В этом случае безалкогольные вина приходят на помощь. Также есть те, кому по состоянию здоровья нельзя употреблять алкоголь.

Сначала это было пиво, которое достаточно активно распространялось, сейчас уже вино. Надо отдать должное — качество этих напитков существенно улучшилось.

То есть если 10-20 лет назад это был в основном виноградный сок, то сейчас это действительно вино, то есть продукт, который был им, но в котором не осталось лишь алкоголя. Чуть-чуть меняются, конечно, вкусовые характеристики, но качество подобных напитков в последние годы сильно выросло.

У нас, например, на протяжении последних пяти лет представлены два игристых вина от достаточно известного производителя Cava Codorniu. Сейчас планируем везти тихие вина из сорта винограда Riesling. В принципе, я наблюдаю за портфелями коллег по рынку и могу сказать, что доля безалкогольных напитков в них увеличивается.

Дело в том, что регулирование рынка безалкогольной продукции существенно проще, то есть не нужна лицензия, специфические требования, связанные с ЕГАИС, растаможкой и акцизными марками. Поэтому, конечно, там конкурентная среда шире, чем у чистого алкоголя, так как добавляется большое количество компаний, которые занимаются дистрибуцией воды, чая, всего чего угодно».

Как пишет Forbes, ссылаясь на аналитиков рынка, доля безалкогольной продукции может занять до 10% от общего объема продаж производителей спиртных напитков в перспективе трех лет. Спросом же в основном станут пользоваться альтернативное вино, пиво и коктейли. Бизнес активно осваивает этот сегмент во многом еще и потому, что расходы на производство безалкогольных линеек легко окупаются, заметил глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров:

«На самом деле появляются интересные игроки, в первую очередь, конечно, те, кто работает на винном рынке. Мы видим, что как раз там производство широкого спектра продуктов из винограда дает им улучшение маржинальности.

Это может быть и масло из виноградных косточек, и безалкогольное вино. Поэтому в данном случае наиболее активно в этом направлении работают либо компании-производители, либо компании-дистрибуторы, которые за счет таких линеек получают возможность комплексно расширять и развивать продажи.

Когда происходит запуск таких продуктов, то на первом этапе речь идет о чуть больших маркетинговых и прочих расходах, но в целом потенциально это перспективная категория. По факту такой напиток чем-то похож на виноградный сок, но стоит, как вино, а не как сок. Поэтому с точки зрения продукта это, конечно, интересная история. Так что, безусловно, попытки выйти на этот рынок будут. Другой вопрос, что он тоже по мере своей зрелости будет демонстрировать более серьезную конкурентную ситуацию. Часть игроков, возможно, его покинут через какое-то время».

Рестораторы, в свою очередь, включают все больше безалкогольной продукции в свои винные карты. Так, владелица сети «Мистер Чанг» и нескольких московских баров Евгения Левандовская отмечает, что отношение посетителей к таким напиткам в последнее время заметно изменилось: «Раньше "безалкогольное вино" звучало как пощечина. Сейчас это неотъемлемая часть любой карты, потому что многие люди за рулем, бросать автомобиль у ресторана они не собираются, им надо быть мобильными и за один день посетить несколько мероприятий. Кроме того, есть осознанные мамы и папы.

Так что, да, нередко уже не одна бутылочка такого напитка на столе стоит, а пять вариантов на разный вкус: и послаще, и более сухие безалкогольные вина. Спрос вырос.

Про крепкие напитки я только слышала, что вышел виски безалкогольный. Пока это звучит так же смешно, как когда-то безалкогольное вино. Еще его никто не спрашивал, а вино уже в постоянном пользовании».

Согласно исследованию холдинга «Ромир», количество последователей здорового образа жизни в России в прошлом году выросло на 5%. При этом отношение к ЗОЖ у 75% россиян в целом положительное. Впрочем, по данным агентства Финэкспертиза, продажи крепкого алкоголя в 2023-м достигли семилетнего максимума: средний россиянин выпил почти на 3% больше спиртного, чем в 2022-м, и почти на 20% больше, чем в 2018-м.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Ульяна Горелова

Вся лента