Сибиряки предпочитают онлайн

Маркетплейсы отмечают двукратный рост интернет-продаж в регионах

Объем онлайн-продаж в регионах Сибири в 2023 году вырос на 42% по сравнению с предыдущим годом и составил около 600 млрд руб. Большая часть из этой суммы (около 32%) приходится на два региона — Красноярский край и Новосибирскую область. Вырос средний чек по округу — на 30%. Эксперты считают, что такая динамика обусловлена развитием логистической инфраструктуры на местах. Популярность маркетплейсов продолжит расти и в 2024 году, ecommerce снова увеличит объемы, полагают аналитики.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В регионах Сибири в 2023 году рекордно вырос спрос на покупки в интернете. В целом по округу объем продаж по итогам прошлого года достиг 591 млрд руб., что на 42% больше, чем год назад (в 2022 году 417 млрд руб.), подсчитали по запросу „Ъ-Сибирь“ в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Доля Сибирского федерального округа в общем объеме продаж в интернете составила почти 12%.

Все без исключения субъекты Сибирского федерального округа (СФО) в прошлом году нарастили продажи в интернете. Самый заметный рост произошел в республиках Тыва (+80% к 2022 году, до 7,3 млрд руб.), Алтай (+75%, до 8,5 млрд руб.) и Хакасия (+62%, до 17 млрд руб.),в Алтайском крае (+59%, до 67 млрд руб.).

Наибольший объем в то же время приходится на два региона: Красноярский край (112 млрд руб.) и Новосибирскую область (106 млрд руб.). Продажи в онлайне в Иркутской области в прошлом году достигли 95 млрд руб. (+51%), в Кемеровской области — 84 млрд руб. (+44% к 2022 году), Омской — 57 млрд руб. (+47%) и Томской — 35 млрд руб. (+38%).

Рост популярности онлайн-покупок происходит на фоне увеличения инвестиций компаниями интернет-торговли в развитие своей логистической инфраструктуры на местах, считает президент АКИТ Артем Соколов. «То, что вчера мы отмечали как тенденцию развития интернет-торговли в стране, сегодня стало неоспоримым фактом: драйвером e-commerce сегодня являются российские регионы. Объемы онлайн-рынка в городах федерального значения практически достигли пика: рост в Москве, Санкт-Петербурге, а также Московской области в 2023 году был в пределах 10%. В то же время в регионах Сибири он более 40%»,— комментирует эксперт. Важную роль в увеличении онлайн-продаж также сыграло упрощение оплаты из-за развития системы быстрых платежей (СБП). Причем сокращение импорта не повлияло на объемы продаж, отмечают аналитики.

Тенденцию подтвердили в компании Ozon. По данным пресс-службы маркетплейса, в денежном и штучном выражении продажи в регионах Сибири в прошлом году выросли более чем в два раза по сравнению с 2022 годом. «Новосибирская область и Красноярский край были и остаются лидирующими регионами СФО по количеству проданных единиц товара, однако самый интенсивный рост продаж как в штучном, так и денежном выражении, примерно в 2,9 раза, показала Республика Тыва»,— отмечают представители компании Ozon. В Wildberries также говорят о заметном росте суммы продаж в 2023 году в Сибири.

Больше всего в прошлом году в интернете сибиряки потратили на цифровую и бытовую технику —107 млрд руб. — 18,7% из общего объема продаж. Одежды и обуви заказали онлайн на 100,6 млрд руб. — 17,6%, сумма покупок мебели и товаров для дома составила 89,6 млрд руб. — 15,6% в общем объеме продаж, продуктов питания жители Сибири заказали на 53 млрд руб. — 9,3%, товаров для красоты и здоровья почти на 52 млрд руб. — 9,1%.

На фоне роста популярности онлайн-покупок отмечается и увеличение среднего чека на 30%. К примеру, на 30% выросли чеки в категориях «спорттовары», «аксессуары» (сумки, ремни, перчатки, головные уборы) и «аптеки». Чеки при покупке одежды и обуви выросли на 22%. При этом Сибирь оказалась одним из немногих регионов, где увеличился средний чек заказа автозапчастей и автоаксессуаров — на 13%, рассказали в АКИТ.

Заметное снижение средних чеков показали категории «книги» (на 34%) и «ювелирные изделия» — (29%), почти на 8% уменьшились чеки при заказе товаров для творчества и зоомагазинов, на 3% меньше стал средний чек онлайн-покупок продуктов питания.

В 2024 году рост ecommerce продолжится, считает сооснователь сервиса «Мой склад» Аскар Рахимбердиев. Основным драйвером при этом станет возможность найти аналогичный товар по более низкой цене. В условиях снижения доходов населения и роста инфляции потребители будут экономить и чаще заказывать онлайн. Так, в первый месяц 2024 года продажи Wildberries в Сибири в сравнении с апрелем прошлого года выросли на 67% в количественном выражении и на 5% в денежном. По итогам всего 2024 года, при отсутствии каких-либо драматических событий, рост объемов продаж интернет-торговли может составить 25–30% к показателям 2023 года, считает президент АКИТ Артем Соколов.

Лолита Белова

Вся лента