Хороший закон правильным внедрением красен
Завершился первый год с момента вступления в действие нового закона о побочных продуктах животноводства, нацеленного на увеличение оборота органических удобрений в российском АПК. К каким предварительным итогам он привел?
Фото: Виталий Головань
Фото: Виталий Головань
Закон N248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства» (ППЖ.— “Ъ”) заработал в начале марта 2023 года, и за прошедшие месяцы не раз становился предметом горячего обсуждения и профессиональных дискуссий. Это говорит о его актуальности и поиске наилучших путей реализации.
Законодательный акт, который тут же получил негласное название «Закон о навозе», устранил законодательную брешь, из-за которой навоз относился к отходам, которые подлежали утилизации, а не переработке. С марта прошлого года, то есть с момента начала действия закона, ППЖ приравняли к ценному продукту для производства органических удобрений, а мероприятия по повышению качества и плодородия почв вошли в программные документы государственной политики в сфере АПК.
Тем не менее первый год действия нового законодательства пока показывает, что специалистам отрасли, контрольным ведомствам и законодателям еще предстоит немало поработать для «приземления» закона на фактическую почву в субъектах, так как до сих пор остаются не урегулированными многие вопросы, из-за которых реализация прописанных в документе требований может оказаться отложенной.
Вопросы необходимости доработки нормативной базы неоднократно поднимались на различных площадках. Так, на полях проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2023» впервые за последние несколько лет озвучивалась проблематика резкого сокращения питательных веществ в почвах региона — одних минеральных удобрений недостаточно, необходимо как можно активнее включать в оборот органику, которая обеспечивает рост урожайности на 15–20%.
Однако для активного вовлечения ППЖ в оборот все еще сохраняется ряд сдерживающих моментов. В первую очередь — отсутствие утвержденных расчетов, методик по срокам отбора проб, их исследований и нормативов внесения органических удобрений, чтобы, с одной стороны, не обеднить почву, а с другой — не превысить ПДК, что чревато для сельхозпредприятий большими штрафами.
Результат первого года
Тема хода реализации закона о ППЖ поднималась и в рамках главного годового агромероприятия региона — Сибирской аграрной недели — на специальной секции. В частности, тогда глава Управления Россельхознадзора по Новосибирской и Томской областям Александр Баев приводил статистику по региону, согласно которой к середине ноября в разрезе всех производителей лишь 168 организаций из 215 подали уведомления о своей готовности работать с ППЖ, что составляет примерно 77% от общего количества субъектов, попадающих под действие нового закона. Остальные 23% организаций находятся в зоне риска, поскольку в случае обнаружения нарушений по итогам проверок им грозят немалые штрафные санкции. Такой ущерб считается по специализированной методике, и штрафы могут быть даже соизмеримы или превышать стоимость самих животных на ферме.
В Россельхознадзоре подчеркивают: мораторий на проверки заканчивается, и сельскохозяйственные предприятия уже в ближайшее время столкнутся с проверками и штрафами от ведомства. «Многие хозяйствующие субъекты надеются, что начало действия закона будет пролонгировано либо будет какая-то отсрочка. Мы с вами совсем недавно столкнулись с похожей ситуацией, когда вводилась федеральная государственная информационная система “Зерно”. Тогда тоже говорили, что фермеры не готовы к ее введению и необходимо отложить сроки. Но день в день закон вступил в силу, и уже все без исключения аграрии работают по этой системе. То же самое будет и с ППЖ. Прокуратура начнет проверки, и мы как контролирующий орган не можем нарушать требования закона»,— резюмировал он.
Новосибирская область имеет высокий потенциал животноводческого производства, а значит, широкого применения ППЖ. Основной объем животноводческой продукции приходится на долю крупных сельхозпредприятий, большинство которых, по словам начальника отдела развития животноводства минсельхоза НСО Дениса Гамзы, сегодня показывают лучшие практики исполнения нового закона. В их числе отмечались Кудряшовский свинокомплекс «Сибагро», птицефабрика «Новобарышевская», племзвод «Ирмень» и компания «Эко Нива».
— Наша компания инвестирует большие средства в технологии переработки ППЖ, только в 2023 году на эти цели было направлено 160 млн руб.,— прокомментировал директор департамента производственного контроля компании «Сибагро» Андрей Андрианов. Он подчеркнул, что основные мероприятия включают затраты на расширение мест хранения ППЖ — модернизацию восьми лагун, строительство двух новых лагун и площадки временного накопления твердой фракции.
Строительство бетонных площадок или лагун для переработки ППЖ, предусмотренных федеральным законодательством, требует весьма существенных финансовых вложений. По данным регионального минсельхоза, в целом по НСО необходимо построить 727 таких объектов общей стоимостью порядка 14 млрд руб. «Мы рекомендуем всем в возможно короткие сроки приступить к созданию проектно-сметной документации и разделить процессы строительства на естественные стадии, для того чтобы были видны конкретные шаги»,— подвел итог Денис Гамза. По его словам, минсельхозом в профильный комитет законодательного собрания НСО уже направлена просьба предусмотреть в 2024 году дополнительные меры поддержки сельхозтоваропроизводителей, например, в виде грантов на строительство специализированных бетонных площадок.
Нормативные неувязки
Заместитель директора ФГБУ «Центр агрохимической службы “Новосибирский”» Валентина Фещенко отмечает необходимость стандартизации методик для расчета оптимальных вносимых доз органических удобрений на основе ППЖ. Необходимо дополнить законодательные нормы расчетом дозировок внесения с учетом особенностей выращиваемых культур. «Тогда будут и объемы, и качество»,— не сомневается замдиректора ЦАС.
Эксперты отмечают несоответствие нового законодательства и устаревшей нормативной базы, заложниками которой пока оказываются как производители, так и представители контрольно-надзорных ведомств. У предприятий по-прежнему сохраняются большие риски обращения ППЖ, поскольку в законодательстве остаются бреши и отрасль нуждается в актуализации нормативов. Например, необходимы поправки в ГОСТ, регламентирующий периодичность отбора проб почв на определение концентрации вносимых веществ. Также отсутствуют методики, определяющие периодичность отбора проб, их объем и глубину, с которой пробы должны браться.
Действующие нормативы дважды ставят под удар сельхозпроизводителей: сначала чрезмерно жесткими нормативами по минеральным веществам, содержащимся в органических удобрениях, а затем предписанием проверять содержание тех же веществ в почве непосредственно после внесения ППЖ.
Последнее требование практически гарантирует фиксацию нарушений и последующие штрафы, несмотря на то что ко времени активного потребления растениями внесенного продукта его концентрация уже уменьшается до нормативных требований. По словам заместителя руководителя Россельхознадзора Антона Кармазина, ситуация с минеральными веществами нормализуется в течение вегетационного периода. Но по формальным признакам ущерб необходимо считать, даже если поле остается под парами до следующего года.
На эти нестыковки региональные и федеральные эксперты не раз обращали внимание законодателей. Россельхознадзор совместно с Минприроды России пока находятся в поиске путей решения назревшей проблемы. Но без необходимых корректировок хороший закон грозит стать не стимулом, а тормозом развития отечественного сельского хозяйства.