Маркетплейсы разыграли монополию

Как решение ФАС о доминирующем статусе скажется на Ozon и Wildberries

Давно ожидаемый результат — на рынке маркетплейсов обсуждают решение Федеральной антимонопольной службы признать Ozon (MOEX: OZON) и Wildberries монополистами. О том, что компании занимают «коллективное доминирующее положение» регулятор сообщил 24 января. Однако служба не уточнила, на основе каких данных и параметров она пришла к такому выводу. В Ozon прокомментировать “Ъ FM” точку зрения ФАС отказались. А в Wildberries отметили, что были к ней готовы. Мнение ведомства, похоже, не стало откровением и для других участников отрасли. Однако пока одни игроки рынка с ним соглашаются, другие видят в заявлениях службы желание зарегулировать сектор. Так что же означает решение ФАС на практике? Разбирался Иван Хорушевский.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Проверить уровень конкуренции в отрасли онлайн-торговли Федеральная антимонопольная служба решила в декабре, рассказал ее глава Максим Шаскольский. С чем был связан интерес ведомства к этому сектору, неизвестно.

Но анализ показал, что около 80% рынка занимают Wildberries и Оzon. Этой доли более чем достаточно, чтобы считать площадки коллективными монополистами, уточнил регулятор, но сразу оговорился, что ничего предосудительного с точки зрения закона в этом нет. Значение статуса “Ъ FM” объяснила адвокат, партнер юридической компании Digital & Analogue Partners Екатерина Смирнова:

«Это одна из самых сложных концепций в антимонопольном праве. Суть коллективного доминирования заключается в том, что игроков настолько мало, и они де-факто перестают служить друг для друга эффективной системой сдержек и противовесов. На цифровых рынках это вообще обычное состояние».

О том, как новый статус отразится на бизнесе маркетплейсов, можно судить по опыту крупнейших сотовых операторов. Несколько лет назад ФАС также признала их коллективными монополистами и, как отмечают собеседники “Ъ FM”, с тех пор компании сталкиваются с претензиями от регулятора чуть ли не ежеквартально.

Иными словами, доминирующие положение влечет повышенное внимание со стороны ФАС. Помимо этого на бизнес накладываются вполне конкретные запреты, отмечает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов:

«Например, площадка такого уровня не имеет права вовлекать своих партнеров в договорные условия, ущемляющие их интересы. Монополист не имеет возможность самостоятельно отказать без объяснения причин в заключении договора. Есть целый ряд ситуаций, в которых обычный бизнес может вести себя как угодно».

В ФАС уже предупредили, что получают множество жалоб на маркетплейсы. В основном они касаются навязывания контрагентам невыгодных условий, завышения логистических затрат и начисления штрафов. За все это взыскания теперь грозят уже самим площадкам со стороны регулятора. Нюанс в том, что выявить злоупотребления Федеральная антимонопольная служба пока не сможет. До конца года действует мораторий на проверки IT-компаний. Перед ведомством стоят и другие препятствия, полагает партнер юридической фирмы Orlova\Ermolenko Сергей Ермоленко:

«Сложно представить, как будет реализовываться контролирующая функция ФАС, учитывая, что количество претензий отдельных компаний, поставщиков может выражаться в тысячах. И как администрировать такое количество потенциальных жалоб? Прогнозировать непосредственно какие-то дела я бы не стал, потому что нельзя с уверенностью сказать, что площадки согласны с признанием их монополистами».

В этих условиях особенное значение имеет саморегуляция отрасли, заявили “Ъ FM” в ФАС. Впрочем, рассчитывать исключительно на нее ведомство вряд ли станет, уверены эксперты. По их мнению, ФАС даже в условиях моратория на проверки усилит давление на новоиспеченных монополистов. И для партнеров крупнейших маркетплейсов это вроде бы хорошая новость — их интересы теперь должны защищаться лучше. Однако владелец сети пунктов выдачи заказов Артем Бобцов настроен скептически:

«Придет ФАС, увидит, что маркетплейсы необоснованно много где-то зарабатывают. В первую очередь это касается тарифов на логистику, на обработку заказов для продавцов. Допустим, ФАС эту историю как-то отрегулирует, заставит маркетплейсы снизить комиссию.

Ритейлерам придется эти деньги изыскивать уже в другом месте, снизив вознаграждение для пунктов выдачи заказов. И также в другую сторону».

Одним словом, участников отрасли повышенное внимание ФАС даже пугает. Особенно в контексте постоянных призывов то со стороны Минпромторга, то из Госдумы усилить контроль над рынком. Суть своих переживаний собеседники “Ъ FM” формулируют емко: госрегулирование непредсказуемо, а потому опасно.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента