Санкции затормозили корейские авто

Как новые ограничения скажутся на российском рынке

Россия осталась без чипов из Тайваня и машин из Южной Кореи. 27 декабря эти страны расширили экспортные ограничения против Москвы. И если раньше из Южной Кореи нельзя было поставлять автомобили дороже $50 тыс., то теперь под запрет подпали еще и машины с объемом двигателя от 2 литров. Тайвань в свою очередь ограничил и экспорт технологий для производства полупроводников. Насколько ощутимыми могут оказаться новые санкции? Об этом — Владислав Викторов.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Как говорят эксперты, очередное расширение экспортных ограничений — это попытка Южной Кореи и Тайваня привести свою санкционную политику в соответствие с западными требованиями. Все эти меры Европа, например, принимала еще в прошлых пакетах.

Среди них запрет на поставку машин с объемом двигателей больше 2 литров. Сами корейские автомобили нельзя экспортировать в Россию еще с апреля. Но теперь список расширен. И под запретом оказались наиболее востребованные марки, причем не только корейские, говорит руководитель компании Carwin из Владивостока Дмитрий Забора:

«Конечно, был поток. Из-за всех этих запретов ввоз сократился на 50-60%. Заказывали Hyundai Santa Fe, Palisade — дизель, 2,2 литра, Kia Carnival, 3-литровые Mohave очень популярны. И это низкий премиум. Запросов на BMW X5, Volkswagen Touareg было очень много. Ограничения достаточно серьезные. Из-за них с рынка выбывают самые интересные категории машин. С середины января уже ничего не вывезем. В Южной Корее покупалось очень много новых автомобилей — 2022-2023 год, последняя модель. Цены —13-15 млн и более».

В качестве альтернативного канала эксперты называют поставки этих авто, например, в дружественные страны. Но это приведет к удорожанию и, возможно, резкому падению спроса. Поэтому маршрут нужно проанализировать. Вместе с этим Южная Корея ограничила еще и поставки аккумуляторов, станков и деталей для самолетов, а также тяжелого строительного оборудования. Но последнее уже не так критично для России, говорит главный редактор информационного агентства «Строительство» Александр Гусев:

«Лидировали всегда европейская, японская, американская продукция. Корейский объем поставок крупной строительной и коммерческой техники не входил даже в десятку. Поставка запчастей для техники, закупленной ранее, скорее всего, будет совершаться через каких-то посредников.

Но это будет дольше и дороже. Если брать самую мощную в мире строительную технику — подъемный кран, бульдозер — это Китай. Другое дело, какого они качества, и как могут обслуживаться?»

Суммарно Южная Корея запретила поставлять в Россию больше тысячи различных товаров. У Тайваня цифры скромнее — всего около 100 позиций. Но там и перечень серьезней, например электронные компоненты, микросхемы, телекоммуникационное оборудование, лазеры и навигационные системы. Впрочем, весной 2022 года Минэкономики Тайваня уже вводило похожие санкции, и это обернулось проблемами для России, говорит директор компании-производителя вычислительной техники «Промобит» Максим Копосов:

«Прежде всего, это микросхемы для вычислительных устройств, возникли проблемы производства микропроцессоров и микроконтроллеров. Новсегда находились способы произвести такие микросхемы с использованием буферных стран-посредников. Видимо, наблюдая это, тайваньские регуляторы хотят заблокировать и эти потоки. Но пока рынок в большинстве случаев адаптировался. Микроконтроллеры сейчас используются практически в любых сложных устройствах — автомобилях, лифтах, станках».

В целом очередное расширение санкций бизнес уже не удивляет. Как говорят эксперты, за прошедшие почти два года, компании научились выстраивать новые логистические цепочки. Однако вариантов становится все меньше, да и перекладывать издержки на потребителей бесконечно тоже не получится.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Владимир Расулов

Вся лента