Россияне стали больше ездить за чужой счет

Рынок автокредитования вырос в полтора раза за год

Суммарный объем выданных кредитов на покупку автомобилей в России в 2023 году, по оценке ВТБ, вырастет более чем вдвое по сравнению с прошлым годом, до 1,6 трлн рублей. Это примерно вдвое больше, чем на предыдущем пике в 2012 году (830 млн руб.). И хотя столь значительный рост обусловлен прежде всего подорожанием машин, рынок кредитования в целом на удивление спокойно пережил уход большинства западных производителей.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

По расчетам агентства «Автостат», в августе 2023 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России достигла пика — 3 млн 130 тыс. руб. По сравнению с 2019-м годом, таким образом, этот показатель вырос вдвое: на тот момент средняя цена машины составляла 1 млн 556 тыс. руб.

Неудивительно, что вслед за ценой рос и средний размер кредита: по данным Национального бюро кредитных историй, в октябре 2023 года он впервые в истории превысил 1,5 млн руб.

При этом увеличиваются и сами продажи новых автомобилей: рынок всех типов автомобилей (легковые, легкие коммерческие, средние и тяжелые грузовики, автобусы) вырос на 62% относительно аналогичного периода прошлого года. Выросла и доля новых автомобилей, приобретаемых в кредит: в этом году она впервые превысила 50%.

Сейчас Россия по доле кредитных автомобилей вышла примерно на средний европейский уровень, хотя это существенно меньше, чем в США: там банковское финансирование применяется для покупки около 80% машин. Даже если рост доли кредитуемых покупок сохранится на нынешнем уровне, суммарный объем выданных кредитов вырастет — автомобильный рынок пока еще не насыщен, так что продажи в натуральном выражении будут расти.

Прежде всего за счет китайских автомобилей. Их европейские и японские коллеги когда-то приводили в Россию свои дочерние банки, которые занимались прежде всего кредитованием «своих» автомобилей. Так, у нас работали БМВ-банк, Тойота-банк и подобные им организации.

Сейчас китайские бренды заключают соглашения с российскими финансовыми организациями и предлагают оформить кредит прямо в салонах дилеров. Например, Omoda работает с Совкомбанком, ВТБ и «Росбанк Авто». Последний предлагает кредиты по специальным ставкам от 0,01% на автомобили нескольких китайских брендов, в том числе Jetour, Changan и FAW. Changan договорился об особых ставках как с уже упомянутыми банками, так и с Драйв Клик Банком — это бывший Сетелем-банк, «дочка» Сбера, которая специализируется на потребительском и автомобильном кредитовании.

Продолжают работать и дочерние банки автопроизводителей, покинувших российский рынок: трудно оставить рынок, на котором так много должников. Весной 2022 года они перестали выдавать новые кредиты, однако продолжают работу со своими прежними клиентами.

Например, «Фольксваген Банк РУС» — единственная часть «Фольксваген Груп Рус», которая не вошла в сделку по продаже всех активов Volkswagen директору «Авилона» в мае этого года, хотя завод в Калуге, склады запчастей и другие активы были проданы и образовали компанию АГР.

РН-банк, созданный Renault, Nissan и UniCredit Bank на основе банка из Омска в 2013 году, прекратил выдачу кредитов в 2022 году. Но уже в июне 2023-го был выкуплен АвтоВАЗом за 7 млрд руб. и в сентябре перерегистрирован под названием Авто Финанс Банк.

МБ Рус Банк был приобретен вместе с другими активами «Мерседес-Бенц Рус» крупным дилерским холдингом «Автодом». Работает ли он сейчас — не ясно, на официальном сайте «МБ Рус» из финансовых услуг предлагаются только лизинг и страхование каско.

Сейчас основной причиной замедления кредитования может стать резкий рост ключевой ставки в 2023 году: в первом полугодии он держалась на уровне 7,5%, в июле была повышена до 8,5%, а затем после нескольких повышений 15 декабря достигла 16%. Это неизбежно сказывается на ставках по кредитам: по данным Frank RG, в первом полугодии разброс ставок был от 12% до 16% для новых автомобилей и от 15% до 18% для автомобилей с пробегом, в ноябре соответствующие показатели выросли до 16,5–20% и 18–21%. Хотя обычно это приводит не к отказу от покупки, а к выбору более дешевой модели или версии автомобиля. Поэтому, несмотря на намерение Банка России продолжить жесткую политику и в 2024 году, динамика выдачи автокредитов будет положительной.

Валерий Чусов

Вся лента