Наземное метро дотянется до городов

Как эксперты оценивают проекты развития МЦД

Московские центральные диаметры планируют продлить до Тулы, Калуги, Твери и других крупных региональных центров. Об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин. В сентябре 2023 года во время запуска движения по МЦД-4 президент Владимир Путин также заявлял, что диаметры наземного метро продлят до Калуги и Тулы.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Сколько времени планируют потратить на реализацию этого проекта, пока неизвестно. Все будет зависеть от того, как быстро столичные власти договорятся с региональными и какой бюджет выделят, заметил председатель общественного совета Минтранса России Михаил Блинкин: «Высокоскоростное железнодорожное движение требует обособленной путевой конструкции, которая может выдержать движение поездов со скоростью 350 км/ч и более. Все прочее ж/д-движение — пригородное, грузовое, дальнее — работает на одной и той же инфраструктуре.

Так что в принципе все проекты в Москве — МЦД-1, 2, 3, 4 — были осуществлены все же на действующей инфраструктуре. Разумеется, много чего пришлось сделать, потому что в столице эти радиальные идеи всегда кончались тупиковым причалом. Так что пришлось массу вещей достраивать. МЦД — это прежде всего формат организации движения, обслуживания пассажиров и так далее.

В принципе в самые ближние к Москве регионы эти диаметры можно продлить. Это недешевое удовольствие, но здесь нет ничего нереального.

Если же говорить о сроках реализации проекта, то это вопрос согласования позиции с РЖД, московским правительством, администрациями прилегающих регионов, это вопрос бюджетирования и так далее. То есть это можно сделать довольно быстро, но там не только инвестиции, не только стройка, но и согласование непростое».

Такие проекты могут оказать влияние и на стоимость недвижимости в указанных городах. Так, двухкомнатная квартира с ремонтом в центре Тулы стоит в районе 4-6 млн руб. В Москве и Подмосковье за подобный лот придется заплатить в среднем от 10 млн руб.

Как развитие МЦД отразится на ценах на рынке жилья? Генеральный директор Key Capital Ольга Гусева считает, что разница может быть достаточно заметной: «Для людей, которые живут в Подмосковье, это точно будет стимулом ехать, например, в Тулу, где можно получить рабочие места, особенно в сфере туризма. Потому что спрос на это направление у путешественников точно повысится.

Рабочие места, в свою очередь, повлияют на то, что недвижимость подорожает. У нас есть пример Калуги, которая была никому не нужна до тех пор, пока не появились новые трассы. Там сразу же выросло и качество жизни, и подоражала недвижимость, туда потянулись молодые люди. Не могу сказать, что из Москвы, но из близлежащих регионов точно был большой приток населения.

При этом на протяжении уже нескольких лет трендом у работников становится ориентация на себя и качество жизни, и в этом смысле погоня за деньгами уходит на второй план. То есть можно найти баланс, когда переезжаешь из мегаполиса в более тихое место, где есть хорошие вакансии.

Другое дело, что у нас немного городов, которые могут дать и соответствующее качество жизни, и работу, и life balance. А Тула — это то самое место, который вроде близко к Москве, при этом она достаточно аккуратная и красивая, и недвижимость здесь сильно дешевле по сравнению со столицей».

В Москве при этом, по словам Сергея Собянина, планируют развитие не только МЦД. Власти также прорабатывают обновление подвижного состава столичного транспорта и строительство еще трех новых линий и порядка 40 станций метро.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Яна Загоровская

Вся лента