Ответственные компании ищут пути

Устойчивое развитие

За последние несколько лет геополитическая напряженность и экономический кризис изменили подход российских компаний к корпоративной социальной ответственности бизнеса (КСО). Сегодня принципы КСО включают в концепцию устойчивого развития компаний. Она заключается в развитии трех аспектов: экологическом, социальном и корпоративном (ESG — Environmental, Social, Governance).

По данным опроса компании «Михайлов и партнеры», к концу 2022 года 40% организаций снизили финансирование ESG, для 57% темпы развития замедлились, 14% отложили их на неопределенный срок и только 29% занимались устойчивым развитием. В исследовании отметили, что у бизнеса сменились приоритеты: аспект S (social) по своей значимости для российских компаний обошел E (environment).

Так, например, петербургский девелопер «Главстрой Санкт-Петербург» развивает собственную образовательную программу. Застройщик заключает долгосрочные соглашения с российскими вузами по патронажу построенных школ и проводит кейс-чемпионаты, открытые конкурсы среди студентов и выпускников. В июне этого года завершился образовательный проект — «МАФ проект». В результате 48 студентов создали 11 альбомов ландшафтных решений для кварталов жилого комплекса «Северная долина» и экорайона «Юнтолово». В течение 80 дней студенты работали над своими проектами, в итоге из 20 работ было выбрано семь. Победителями стали три студентки первого и второго курсов. Их и наиболее активных участников кейс-чемпионата пригласили на оплачиваемые стажировки в компанию.

К КСО относят и взаимодействие с сотрудниками, клиентами и партнерами. Так, в октябре этого года группа RBI запустила медиапроект Real Business Info Club. Это цикл встреч, где представители разных сфер бизнеса, медиа, общаются в камерной атмосфере. Как уточнили на сайте компании, в фокусе дискуссий не столько сиюминутные тренды рынка, сколько глобальные вызовы времени, которые актуальны для разных отраслей экономики и связанные с ними практические кейсы. «Нынешняя ситуация "турбулентности" создала взаимный запрос на искренность как со стороны бизнеса, так и со стороны людей. Бизнес уязвим, ему нужна "опора на человека", а люди ищут опору в искренности работодателя и чутко на нее реагируют»,— отметил вице-президент группы RBI по корпоративному развитию Павел Филимонов.

По итогам ежегодного всероссийского исследования «Лидеры корпоративной благотворительности» ассоциации «Форум доноров» в этом году, приоритетными формами реализации корпоративной благотворительности стали собственные (91% компаний) и партнерские (79% компаний) программы. «Корпоративная благотворительность остается важной частью ESG-повестки российских компаний,— констатировали авторы исследования.— Более того, в условиях углубления глобальных проблем, обостренного текущим геополитическим кризисом, роль благотворительной деятельности во взаимодействии бизнеса с обществом объективно возрастает».

Так, например, банк «Санкт-Петербург» спонсирует петербургский международный фестиваль «Опера — всем», который проходит в городе и окрестностях в июле. Фестиваль показывает свои спектакли на фоне архитектурных ансамблей. «Любой житель города и его гость могут посетить фестиваль на бесплатной основе и послушать мировые шедевры оперной классики,— рассказывала Анна Андреева, руководитель направления департамента продуктов ПАО «Банк "Санкт-Петербург"».— В этом году открытие фестиваля прошло на Соборной площади Петропавловской крепости при полном аншлаге, церемонию открытия посетили 15 тыс. человек».

У банка есть и долгосрочные программы: патронаж с 2015 года Центра содействия семейному воспитанию № 9 (бывший детский дом № 27) и поддержка приютов для животных. В Центре содействия сотрудники банка проводят для детей мастер-классы, занятия по финансовой грамотности, экскурсии, совместные выезды на культурные и спортивные мероприятия, общаются с ними. Цель проекта — помочь социализировать детей, подготовить их к будущей взрослой жизни.

В Петербурге холдинг RBI помогает благотворительным детским фондам, таким как «Дарина» (в Гатчине), и «Зеленый мир детства». Ежегодно в офисе RBI проходит рождественская ярмарка, средства на благотворительность жертвуют сами сотрудники. Среди других благотворительных проектов — большой классический концерт в Морском соборе в Кронштадте, Dovlatov Day, проект «Метаморфозы» в БДТ, Фестиваль науки в СПбГУ.

Фокус внимания к КСО компании определяют самостоятельно, некоторые из них сосредоточены на экологии и окружающей среде. Так, в Петербурге компания «Фацер» в 2022 году перевела три производственных площадки хлебозаводов «Смоленская», «Нева» и «Муринская» на потребление электроэнергии из возобновляемых источников, по данным комитета по промышленной политике, инновациям и торговле города. Теперь на производствах используют электрическую энергию, которая вырабатывается на гидроэлектростанциях. Это решение позволило снизить выбросы CO2 в рамках деятельности компании.

Компания «Свеза», крупнейший производитель фанеры в России, в рамках устойчивого развития занимается несколькими проектами в Петербурге. Например, в Колпинском районе, где находится один из комбинатов, компания финансирует проекты по улучшению жизненной среды. В фокусе внимания «Свезы» — снижение нагрузки на окружающую среду, компания внедряет энергоэффективные программы, стремится к стопроцентной переработке древесины.

Setl Group в рамках социальной ответственности разрабатывает стандарты для повышения качества жизни. В числе новых — SetlPark (благоустройство), SetlGreen (экологичность), SetlHome («умный дом»), SetlKids (детские площадки) и SetlSport (спортивные площадки). Так, например, стандарт SetlGreen включает энерго- и водоэффективные технологии при строительстве и эксплуатации зданий. Эти меры помогают снизить потребление ресурсов. В проекты компании внедряют системы ультрафиолетового обеззараживания в лифтах, устанавливает многоступенчатую систему очистки воды — ее можно пить прямо из-под крана. Кроме этого, в квартирах с чистовой отделкой предусмотрены смесители с водосберегающими аэраторами.

Помимо этого, компания ежегодно высаживает во дворах новых жилых комплексов в среднем 11 тыс. деревьев и кустарников. «В будущем покупатели будут все больше обращать внимание на спортивную инфраструктуру объектов недвижимости и их экологичность, ведь в таких проектах девелопер думает не только об экономике проекта, но и о благополучии конкретного человека и окружающей среды»,— прокомментировал ранее «Ъ-СПб» директор департамента развития проектов Setl Group Павел Мельников.

Дарья Ромасюк

Вся лента