Новые детали старого Нижнего

О выставке ретрофотографий

В Нижнем Новгороде открылась выставка «Гуляя по старому Нижнему». Рассмотреть портрет города рубежа XIX–XX веков и прочувствовать его атмосферу позволят редкие архивные фото и предметы, принадлежавшие местным жителям и известным деятелям того времени. Каким был город, когда в нем еще не было машин? Как и почему он менялся? Что занимало его жителей, что радовало?

Фото: Нисон Капелюш. Из фондов Русского музея фотографии

Идеей и вдохновением для создания выставки послужила одноименная книга краеведа и профессора кафедры ЮНЕСКО архитектурно-строительного университета Татьяны Павловны Виноградовой, внучки Василия Ивановича Виноградова, издавшего в 1896 году первый и единственный на тот момент полный путеводитель по Нижнему Новгороду и ярмарке. Книга написана в манере задушевной беседы с читателями, которых автор буквально ведет по городу: рассказывает истории, делится открытиями, показывает уникальные снимки. Это ощущение неспешной прогулки по старому городу постарались сохранить и кураторы выставки.

Экспозиция, собранная из фондов и личных архивов, расположилась на трех площадках — в Манеже, Русском музее фотографии и пакгаузе на Стрелке. Посетителям предлагается прогуляться по старому городу по «книжным» маршрутам — от Верхневолжской набережной через кремль до ярмарки. В основе экспозиции — черно-белые снимки легендарных нижегородских фотографов: Максима Дмитриева, Андрея Карелина, Василия Зевеке, Нисона Капелюша, которые в разные годы снимали городские пейзажи и жителей Нижнего Новгорода.

Особенно интересны объемные снимки старого Нижнего: их можно рассмотреть через фотопластикон в Русском музее фотографии и стереоскоп в Манеже. Это специальные приборы, в которых два плоских изображения сливаются в одно объемное. Так оживает вид на кремлевский элеватор конца XIX века, Похвалинский фуникулер, плашкоутный мост, Волгу, Нижний базар и ярмарку.

«Стиль» выбрал пять знаковых точек выставочного маршрута — некоторые из них сохранились только на фотографиях.

Фото: Максим Дмитриев. Из фондов Русского музея фотографии

Георгиевская церковь

В начале XIX века в Нижнем Новгороде не было ни Георгиевского съезда, ни Верхневолжской набережной. Дома на берегу стояли отвернувшись от реки, а под гору сбрасывали мусор. Ситуация начала меняться после первого визита императора Николая I в 1834 году. Под его руководством был разработан план генеральной реконструкции города.

На Верхневолжской набережной располагалась каменная церковь Святого Георгия, построенная в 1702 году купцом А. А. Пушниковым в дар Нижнему Новгороду. С XV века на месте храма стояла деревянная церковь Святого Георгия. Из-за близкого расположения к ней свое имя получила Георгиевская башня кремля. В XVII веке церковь пришла в негодность, в ней перестали вести службу.

Сейчас церковь Святого Георгия можно увидеть только на фотографиях. Постановлением президиума Нижегородского краевого исполнительного комитета храм было решено уничтожить, а на его месте построить гостиницу. Снос церкви в 1932 году запечатлел фотограф Максим Дмитриев. На выставке представлена серия из трех снимков: взрывное облако, накрывшее полностью разрушенный храм; обломки стен и груды камней после взрыва; инженеры и техники на фоне руин. Гостиницу «Россия», возведенную на месте церкви, снесли в 2020 году.

Фото: Неизвестный автор. Из фондов Русского музея фотографии

Мариинский дворянский институт благородных девиц

На Верхневолжской набережной сохранилось здание Мариинского дворянского института благородных девиц, построенное в 1858 году и названное в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Само учреждение существовало с 1852 года в арендованном доме на Ильинской улице. В новом трехэтажном корпусе с домовой церковью, классами, лазаретом, кухней и баней воспитанницы жили и учились. В экспозиции представлена гимназическая одежда из фондов Нижегородского музея-заповедника и Государственного ордена Почета музея А. М. Горького — белая пелерина из ткани пике, черная хлопковая юбка и высокие кожаные сапоги со шнуровкой.

Из личного альбома гимназистки Елены Ревякиной, мамы Татьяны Павловны Виноградовой, на выставку попали трогательные стихотворные послания на память от других учениц: «Пишу в альбом четыре слова://Живи, расти и будь здорова», «Когда ты вырастешь большая,//Забудешь школу и меня.//Тогда возьмешь альбом сей в руки//И вспомнишь, кто любил тебя», «Зачем ты просишь, друг мой милый,//В альбом стихи тебе писать?//Кого ты любишь, не забудешь.//Альбом же можешь потерять».

Из других личных вещей в экспозицию вошла коробка из-под соломки, расписанная маками, съемные женские манжеты и воротники из фондов Музея моды и портновского искусства имени Н.П. Ламановой, а также шкатулка с рисунком трех серых котят и перочистка в форме кота.

Окунуться в быт рубежа XIX–XX веков помогают и бытовые вещицы, сохранившиеся с того времени: щипцы для завивки волос, напоминающие большие ножницы, орехокол в виде дракона, необычная для нашего времени подставка для столовых приборов.

В экспозицию попала и рабочая экипировка: на одном из стендов лежит каска пожарного из медного сплава и белого металла, а на фотографии Максима Дмитриева можно детальнее рассмотреть форму спасателей, позирующих на фоне кремля, где с 1822 по 1912 год размещалась пожарная часть.

Фото: Максим Дмитриев. Из фондов Русского музея фотографии

Кремль

Нижегородский кремль единственный в России расположился по крутому склону горы. На выставке представлен металлический макет кремлевской стены, позволяющий увидеть перепад рельефа.

Долгое время жителей защищали деревянные стены, пока в 1374 году князь Дмитрий Константинович не решил построить каменный кремль, так появилась первая башня — Дмитровская. Через полтора века вернуться к строительству каменного кремля приказал князь Иван III. В 1500 году была возведена вторая башня, сначала получившая название Тверская, но позже переименованная в Ивановскую. К 1511 году были возведены все 13 башен. Благодаря фотографиям Максима Дмитриева можно увидеть, как выглядел кремль рубежа XIX-XX веков, какой вид открывался с его стен, и сравнить с сегодняшними панорамами.

Фото: Нисон Капелюш. Из фондов Русского музея фотографии

Нижний базар

Так когда-то называлась подгорная часть Нижнего Новгорода, в которую входила вся береговая линия по течению рек Оки и Волги, состоящая из Нижневолжской набережной, улицы Рождественской, нескольких переулков и двух площадей. Рождественская улица была самой оживленной: на ней располагалось больше всего банков, купеческих домов, лавок и складов. У подножия кремля находился целый квартал, где жил бедный люд — крючники, бурлаки, грузчики, — с общим названием «Миллионка». Здесь купцы Бугровы построили ночлежный дом, постояльцы которого стали прототипами героев пьесы Максима Горького «На дне». Вывеска на доме предупреждала: «Принимаются трезвые. Табаку не курить. Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо».

Ярмарка

Большие торги на луговой стороне Нижнего Новгорода проходили еще в XIV веке. В 1641 году ярмарка была официально утверждена у стен Макарьевского монастыря, расположенного почти в сотне километров от Нижнего Новгорода. В 1817 году после пожара ее было решено перенести в Нижний Новгород. Нижегородская ярмарка была крупнейшей в мире по товарообороту. В пассаже Главного ярмарочного дома всегда было многолюдно, там находились магазины, ресторан, почта, телеграф, гербовый зал и полицейское управление. На гостином дворе было 52 длинных двухэтажных корпуса. Там продавали ювелирные изделия, галантерею, ткани, посуду, меха, продукты. Посетителям выставки откроется вид на ярмарку с крыши Главного дома, Китайские ряды, где торговали чаем и сахаром, и Спасский собор, завершающий ярмарочный ансамбль. Максим Дмитриев запечатлел ярмарку и во время половодья.

Паводок и кипящая базарная жизнь попали и на видео: в конце экспозиции в Манеже кремля посетителей ждут кадры синематографа, снятые в Нижнем Новгороде на рубеже XIX–XX веков. Кроме видов старого города в черно-белый беззвучный видеоряд также вошли Сормовский завод, крестный ход, приезд императора Николая II, трамвайчик, неспешно везущий пассажиров по Большой Покровской, лошади с вплетенными в гриву цветами в День Белой ромашки на Благовещенской площади (сейчас — площадь Минина и Пожарского). Реакция на камеру у всех горожан была разной: одни, заметив аппарат, хмурились и отходили в сторону, другие радостно улыбались и следовали за фотографом, даже когда он перемещал кадр. Жизнь шла своим чередом, и нам остается лишь отмечать, как изменился город за целое столетие.

Манеж, до 28 января

Русский музей фотографии, до 21 января

Пакгаузы, до середины января

Елена Ковалева

Вся лента