Грузы поехали в Иран

Перевозки по коридору «Север—Юг» в январе—мае выросли на 40%

Железнодорожные перевозки по МТК «Север—Юг» за пять месяцев 2023 года выросли более чем на 40%, до 4 млн тонн. Большая часть объема идет западным маршрутом, где пока нет сплошного железнодорожного сообщения. На восточном и транскаспийском направлениях рост превышает 80%, однако объемы пока относительно невелики. С учетом ужесточения экспортных ограничений со стороны западных стран аналитики ожидают продолжения роста спроса на иранском направлении даже до завершения строительства железной дороги Решт—Астара.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Из материалов ОАО РЖД следует, что перевозки по международному транспортному коридору (МТК) «Север—Юг» в январе—мае составили 4 млн тонн, увеличившись на 41,8%.

Основная доля пришлась на западный маршрут, соединяющий Россию с Ираном через Азербайджан,— 3,6 млн тонн (рост на 37,9%).

По другим коридорам динамика выше, но объем грузоперевозок меньше. Так, по восточному маршруту через Туркмению и Казахстан перевезено 353,5 тыс. тонн (рост на 80,3%). По транскаспийскому — 117,7 тыс. т (рост на 80,5%).

Именно на западном маршруте, где следует основной железнодорожный грузопоток, для сплошного железнодорожного сообщения не хватает 162 км на участке Решт—Астара в Иране. Соглашение о финансировании участка Россия и Иран подписали 17 мая (см. “Ъ” от 18 мая), Москва предоставит госкредит на €1,3 млрд из необходимых €1,6 млрд. Предполагается, что сначала участок будет построен на европейской колее, принятой в Иране,— 1435 мм, а потом продублирован на российской 1520 мм. Завершить проект планируется до конца 2027 года, после чего объем поставок по западному маршруту коридора увеличится до 15 млн тонн. Сейчас разрыв в инфраструктуре закрывается автотранспортом.

Развитие транскаспийского маршрута МТК «Север—Юг» сдерживают дефицит предложения рейсов и нехватка инфраструктуры, но российские транспортные компании выражают готовность ставить суда на каспийские рейсы, и уже в 2024 году ожидается ввод контейнерного терминала в порту Оля (см. “Ъ” от 19 апреля). В мае иранское агентство ISNA сообщало, что Россия и Иран подписали соглашение о строительстве и закупке 20 судов для транспортной компании General Cargo.

Рост перевозок на восточном маршруте во многом связан с существенными льготами железных дорог РФ и транзитных стран.

В конце 2022 года правление ОАО РЖД ввело на год скидку в 20% на контейнерные перевозки восточным маршрутом через Казахстан и Туркмению. Железные дороги Казахстана предоставили скидку 40% на перевозки в направлении Туркмении основной номенклатуры грузов, кроме зерна, продуктов перемола и нефтепродуктов, а «Туркменские железные дороги» — скидку в 40–50% при перевозке на погранпереходы с Ираном.

Для стимулирования перевозки контейнеров железные дороги Казахстана, Туркмении и Ирана ввели на 2023 год единые пониженные ставки за использование инфраструктуры в $0,15–0,18 за TEU-км и $0,24 за FEU-км. По оценке вице-премьера Алексея Оверчука, в этом году грузопоток на восточном маршруте превысит 1 млн тонн, в 2025 году ожидается выход на 5–7 млн тонн.

Рост грузопотока по МТК «Север—Юг» продолжится, ожидает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. «В целом ситуация выглядит так, что экспортные ограничения в отношении РФ будут усиливаться, поэтому спрос на перевозки на этом направлении будет продолжать расти, в том числе в связи с расширением списка доступных логистических сервисов»,— говорит он. Аналитик считает, что, хотя инфраструктурные ограничения сохраняются, рост будет наблюдаться даже до завершения достройки участка Решт—Астара.

Наталья Скорлыгина

Вся лента