Нефть преткновения

К оставшимся поставкам сырья из России в Европу возникли вопросы

На фоне постоянного обострения политической обстановки вокруг российского энергетического сектора могут произойти изменения в механизмах экспортных поставок нефти. Так, Россия пытается перевести на потребителей в Восточной Европе обязанности по оплате транзита через Украину на нефтепроводе «Дружба». Если эта цель будет достигнута, то вести переговоры о новых повышениях тарифа на прокачку, на чем настаивает Киев, он будет уже не с Россией.

Фото: Сергей Васильев, Коммерсантъ

Украина не смогла добиться повышения вдвое тарифа на транзит российской нефти по своей территории с 1 апреля, сообщили источники “Ъ”. По их словам, стоимость прокачки сырья по южной ветке нефтепровода «Дружба» «пока не меняется», хотя Киев настаивал на ее увеличении до €27,2 за тонну. При этом переговоры оператор украинской нефтетранспортной системы «Укртранснафта» вел непосредственно с европейскими получателями нефти Венгрией, Словакией и Чехией, на которых будут ложиться дополнительные затраты на оплату транзита. В «Транснефть» украинский оператор не обращался. Заявка на повышение тарифа стала уже второй с начала года со стороны Украины. До этого ставка выросла с начала 2023 года на 18%, до €13,6 за тонну. По итогам 2022 года прокачка подорожала более чем на треть.

При этом вопрос подорожания транзита может уже в ближайшее время перестать быть головной болью российской стороны. Как сообщают источники “Ъ”, это зависит от успешности переговоров Минэнерго об изменении схемы оплаты транзита по нефтепроводу «Дружба» с ведомствами потребителей сырья — Венгрии, Словакии и Чехии (общие поставки — 12 млн тонн). Вполне вероятно, что в дальнейшем обсуждать тарифы с Украиной и рассчитываться с ней за транспортировку нефти по ее территории странам Восточной Европы придется самим.

Речь идет о переводе этих стран на прямые платежи оператору украинской трубопроводной системы — «Укртранснафте». Сейчас действует сохранившаяся со времен Советского Союза система, согласно которой за транспортировку нефти по территории Украины платит «Транснефть». Эти затраты ей компенсируют поставщики сырья — российские нефтекомпании, которые, в свою очередь, закладывают эти средства в стоимость товара для иностранных потребителей. По аналогичному алгоритму оплачивается и транспортировка газа по иностранным частям идущих из России в Европу газопроводов, но существенной разницей является то, что там и сырье, и сами трубы принадлежат одной группе — «Газпрому».

Важный прецедент

Проблемы с прокачкой и оплатой на «Дружбе» начались после введения в прошлом году санкций в отношении российской нефти на фоне начала спецоперации на Украине. И хотя в рамках шестого пакета мер по требованию Венгрии и Словакии поставки нефти по «Дружбе» были выведены из-под действия эмбарго ЕС на российскую нефть, требования седьмого пакета все же привели к остановке поставок в Восточную Европу из-за невозможности расчетов за транзит. В частности, вступивший в силу в июле регламент ЕС 2022/1269 предусматривал, что поступление средств из России европейские финансовые организации должны согласовать с национальными регуляторами. При этом конкретного механизма выдачи разрешений и алгоритма подтверждения платежей на тот момент выработано не было. В итоге отправленный «Транснефтью» через структуру Газпромбанка платеж не был принят, а деньги возвращены на счет компании. Не увидевшая средств «Укртранснафта» 4 августа остановила транзит нефти.

Чтобы решить ситуацию, ключевые потребители — венгерская MOL и подконтрольная ей словацкая Slovnaft договорились с украинским оператором о самостоятельной оплате транзитных сборов за транспортировку нефти по южной ветке «Дружбы». После внесения средств с утра 10 августа поставки возобновились. В свою очередь, Чехия, крупнейшие НПЗ в которой контролирует польская PKN Orlen, на несколько дней затянула переговоры. Источники “Ъ” на рынке отмечают, что страна взвешивала альтернативные варианты поставок. Ведь у Чехии, в отличие от Венгрии и Словакии, которые без «Дружбы» были бы вынуждены возить нефть на порядок дороже по железной дороге, есть возможность получать сырье с северной ветки российского нефтепровода через Германию или Польшу. К тому же после объединения двух крупнейших польских нефтекомпаний — PKN Orlen и LOTOS — им с учетом падения спроса на топливо из-за высоких цен было невыгодно загружать чешские заводы, если можно поставлять в страну уже готовые собственные нефтепродукты. Но в итоге Прага все же самостоятельно заплатила за транзит по традиционному маршруту.

На тот момент такой механизм рассматривался как вынужденный и временный. Хотя, по мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, переход на самостоятельные платежи был бы самым простым и очевидным выходом в сложившейся ситуации. Но в итоге стороны вернулись к исторической схеме оплаты транзита.

Маршрут

Трубопровод «Дружба», запущенный в 1964–1966 годах, является крупнейшей магистральной нефтепроводной системой в мире (протяженность — 8,9 тыс. км, мощность — 66,5 млн тонн в год). Маршрут идет из России от Унечи до Мозыря в Белоруссии, после чего разветвляется на две нитки: северную, которая ведет через Белоруссию в Польшу и Германию, и южную — через Украину в Чехию, Словакию, Венгрию и Хорватию.

Снова вопрос о переходе на прямую оплату транспортировки через Украину возник после систематических попыток Киева повысить стоимость транзита через свою территорию. Необходимость индексации ставок транспортировки «Укртранснафта» объясняет дополнительными затратами на содержание и ремонт инфраструктуры на фоне боевых действий и повреждений оборудования системы. Например, в конце года Украина несколько раз приостанавливала прокачку нефти по «Дружбе» в направлении Венгрии, ссылаясь на повреждения энергообъектов нефтепровода и падение напряжения в электросетях. После стольких перебоев поставок в течение 2022 года Венгрия начала переговоры о еще одном маршруте получения российской нефти. Речь идет о получении сырья по адриатическому нефтепроводу через хорватский порт Риека, оператором которого является местная компания Janaf. Но для полной замены поставок по «Дружбе» северная ветка адриатического нефтепровода должна быть расширена. Но и по этому направлению Венгрия сталкивается с существенными рисками: в марте ставка на прокачку по этому маршруту поднялась в 2,5 раза.

При этом источники «Ъ» уверяют, что Венгрия, Чехия и Словакия не спешат переводить расчеты на себя с учетом, что Украина — «сложный партнер». С учетом этого, полагают собеседники “Ъ”, шансы, что схема изменится в ближайшее время, очень невысоки.

В то же время оплата через Россию обрастает все новыми рисками с учетом перспектив усиления санкций в отношении нефтегазовой сферы. Единственной полезной опцией, которую «Транснефть» получает благодаря расчетам через нее с «Укртранснафтой», является доступ к диспетчеризации «Дружбы» на всем ее протяжении. В компании не стали комментировать возможное изменение схемы оплаты. В Минэнерго также отказались от пояснений.

Мертвая ветка

В то же время на северном маршруте «Дружбы» проблем с транзитом российской нефти нет, так как поставки туда с марта полностью остановлены. Германия сама отказалась от закупок по этому направлению, а прокачка в Польшу, несмотря на действующий до декабря 2024 года контракт с «Татнефтью», была в марте снята из графика Минэнерго. На рынке связывают такое решение правительства с обещаниями Варшавы поставить на Украину танки Leopard. Впрочем, по данным источников “Ъ”, с апреля отгрузки нефти из РФ в Польшу могут возобновиться (200 тыс. тонн в месяц). Страна подала соответствующую заявку, но пока она не подтверждена Минэнерго. Также для начала поставок оплатить транзит по территории России и прислать «Транснефти» другие маршрутные поручения должна «Татнефть».

В свою очередь, Германия рассчитывает заместить российскую нефть (объемы поставок — около 19 млн тонн ежегодно) импортом по «Дружбе» сырья из Казахстана. Страна начала там закупки для своих нефтеперерабатывающих заводов Leuna и Shwedt в феврале, но пока они не превысили 20 тыс. тонн. Еще столько же, как сообщал министр энергетики Болат Акчулаков, будет направлено в апреле. В целом на 2023 год компания зарезервировала в системе «Транснефти» 1,2 млн тонн, из них 300 тыс. тонн — в первом квартале. Однако господин Акчулаков пояснял, что речь идет о технической возможности, а не уже утвержденных объемах. По его словам, 1,2–1,5 млн тонн — это «индикативный объем», а согласованный уровень поставок — 300 тыс. тонн. Для увеличения отгрузок «нужны договоренности, а там есть коммерческие нюансы», говорил министр.

Эксперты полагают, что изменение схемы оплаты транзита будет в конечном счете принято с учетом, что Украина таким образом сможет избавиться от контроля за своим трубопроводом со стороны России (сейчас за качество нефти и диспетчеризацию до сдачи нефти на границе с Европой отвечает «Транснефть»), а Москва, в свою очередь, избавится от необходимости вести сложные, многосторонние переговоры.

Ирина Салова

Вся лента