Как цифровые технологии могут помочь в построении эффективной складской логистики?

Фото: предоставлено пресс-службой ООО «Новотелеком»

Что может быть, на первый взгляд, проще, чем положить товар на склад, а потом снова забрать его? Очень многое, на самом деле. Складская логистика сегодня — процесс очень сложный и трудоемкий, требующий как особой квалификации, так и технологий, которые могут если не заменить эту квалификацию, то как минимум оказать ей существенную помощь. Директор компании «Машкомплект» Павел ДОРОЖКИН рассказал о том, какое место сегодня занимают цифровые технологии в складской логистике.

— С чего обычно начинают логисты, когда приступают к цифровизации предприятия?

— Современный складской комплекс — это тысячи наименований продукции, которая размещается на тысячах палетомест, работать с которыми, опираясь только на человеческие силы, невозможно физически. Например, наша компания обрабатывает ежедневно более 200 автомобилей и десятки вагонов с различными грузами.

Наш складской комплекс ориентирован на работу в том числе с крупными производственными компаниями с широким ассортиментом товаров. При этом для некоторых видов продукции могут требоваться особые условия хранения. Также нужно учитывать серии, партии, номенклатуру плюс отдельные пожелания клиента — речь идет о регулярных отчетах, обменах информацией между учетными базами клиента и нашей. Без WMS это сделать невозможно. Для эффективного управления складом используются специальные программные продукты — WMS (Warehouse Management System).

— Какие требования вы выделяете для работы WMS?

— Прежде всего, требуется надежное серверное оборудование. Второе — беспроводная связь. Данные собираются через ручные терминалы и передаются через Wi-Fi в центр обработки. Поэтому вся территория, где проводится обслуживание клиентов, должна «закрываться», чтобы все движение на складах отражалось онлайн.

Клиенты хотят видеть в режиме онлайн все, что происходит с их грузом. Но им недостаточно отслеживать все по количеству, наименованиям и другим базовым параметрам. Им нужна возможность делать определенный пул по срокам годности — речь идет об очередности отпуска. Если кому-то важно отпускать товар, у которого осталось не менее 80% срока годности, то другим может хватить и 50%. WMS позволяет управлять всеми этими параметрами и обмениваться данными в автоматическом режиме, с минимальным участием человека.

Фото: предоставлено пресс-службой ООО «Новотелеком»

— Постоянный мониторинг ведь нужен не только владельцам грузов, но и вам тоже?

— Безусловно. И тут встает следующее требование — видеонаблюдение, которое позволяет решить много вопросов: от разрешения конфликтных ситуаций во время приемки и отгрузки до повседневного контроля работы техники и персонала. У нас есть обязательство перед многими клиентами хранить данные с камер не менее месяца, чтобы их можно было предоставить в любой момент.

Сюда же, к цифровым системам безопасности, можно отнести и контроль допуска в различные зоны — специальные замки со СКУД (системой контроля и управления доступом). Они же позволяют интегрировать систему пожарной безопасности и оперативно эвакуировать людей в случае необходимости.

Фото: предоставлено пресс-службой ООО «Новотелеком»

— Что в первую очередь повлияло на выбор поставщика цифровых сервисов?

— Комплекс требований к подрядчику. Например, при строительстве нашего нового склада класса «А», запущенного в эксплуатацию в 2021 году, особое внимание мы уделяли наличию на площадке минимум двух операторов широкополосной связи — основного и резервного, системы видеонаблюдения, покрытию всей площадки сетью Wi-Fi, наличию СКУД для контроля доступа. По итогам проведенного нами тендера «Электронный город Бизнес» победил по всем критериям.

— В каком порядке вы бы выстроили приоритеты выбора — цена, качество и так далее?

— В первую очередь для нас важны качество и сроки выполнения работ, далее — цена и надежность партнера. Надежность важна еще и тем, что многие работы делаются по предоплате, и в этом случае иногда возникает так называемая «авансовая яма»: поставщик получает часть денег — и работа стопорится, либо какие-то заранее оговоренные условия не выполняются. Поэтому нам был важен еще и какой-то бэкграунд — отзывы тех, кто уже пользовался услугами компании. «Электронный город Бизнес» и в этом соответствовал нашим ожиданиям. Сроки выполнения заказа нас устроили, оборудование, которое они предложили, тоже. Опыт подобных проектов у них есть — а у нас есть опыт сотрудничества с ними. Мы уже проводили Wi-Fi в другом складском помещении с их помощью и остались довольны результатом.

«Электронный город Бизнес» мы привлекли как поставщика цифровых услуг, куда входит видеонаблюдение, беспроводная сеть, СКУДы — и управление всем этим хозяйством.

Фото: предоставлено пресс-службой ООО «Новотелеком»

— Как проходил процесс внедрения, были ли корректировки в ходе процесса?

— Доработки, конечно, были. Были и дополнения. Например, в процессе реализации проекта пришел новый арендатор, и мы тут же внесли правки в «цифровую» карту складов, добавили новые точки доступа, новые электронные замки и так далее. Видеонаблюдение мы внедряли отдельно от сети — когда все уже было готово и стала видна общая картина, тогда мы приступили к этой части. Здесь тоже были корректировки по ходу внедрения. Однако мы запустились точно в срок и к тому моменту, когда открылись ворота нового складского комплекса, все уже работало.

Фото: предоставлено пресс-службой ООО «Новотелеком»

— Как бы вы оценили работу «Электронного города Бизнес»? Какие можно выделить главный плюс и главный минус?

— Прежде всего, хочется отметить, конечно же, плюсы в работе нашего подрядчика: очень оперативно отвечал на наши требования, легко вносил правки и уточнения в проект. Еще можно отметить грамотный выбор субподрядчиков: над ними не нужно было стоять и контролировать. Потому что видели: люди знают что делают. Только в конце приняли работы, проверив все, как смонтировано, работу оборудования, зону покрытия Wi-Fi — вопросов особых не возникало. Там, где возникли, — было быстро все исправлено.

— А что вы можете сказать про техподдержку? Приходилось ли вам обращаться к ней? Довольны ли вы ее работой?

— На запросы «Электронный город Бизнес», как я уже сказал, отвечает оперативно и четко — это касается и технической поддержки. Уже после приема работы мы связались с просьбой добавить точек доступа на вновь запускаемый участок под компанию «Марс» — мы тогда оцифровали более восьми тысяч квадратных метров складов, и занимался этим опять-таки «Электронный город Бизнес». Клиент также запросил поменять немного расположение стеллажей, и мы, исходя из новых планов, скорректировали и положение точек доступа. Все было сделано четко и быстро. Здесь нет такого, что, например, мы сделали запрос — и он неделю лежит где-то в очереди. Диалог ведется, голос клиента слышится — это очень важно.

Фото: предоставлено пресс-службой ООО «Новотелеком»

— Планируете ли вы расширять «цифровой» арсенал вашей компании — не в плане масштабирования уже существующих систем, а путем внедрения новых?

— Конечно, такие планы есть — мы каждый год тратим существенные средства на доработку WMS в соответствии с требованиями рынка. Мы модернизируем шлюзы между нашими системами управления и клиентскими ERP, мы постоянно отслеживаем тренды на рынке серверного оборудования — прежде всего, в плане увеличения безопасности и надежности. Потому что WMS для нас — если не все, то почти все. Это базовый инструмент нашей работы, без которого все остановится. Она постоянно нуждается в модернизации, в том числе для того чтобы как-то заменить человеческие руки и глаза. Идет большая конкуренция за кадры, потому что 80% складской логистики Новосибирска находится здесь, в Ленинском районе. Здесь основной район по-прежнему — где Транссиб, где Омский тракт, где просто исторически так сложилось, что много складских помещений. И нам приходится оптимизировать процессы, уменьшать человеческий фактор с помощью программных продуктов и электронного оборудования.

Сейчас мы, например, рассматриваем вариант перевода сбора данных на голосовое управление. Чтобы освободить рабочие руки — в буквальном смысле. А при создании новых проектов мы изучаем возможность внедрить уже на этапе строительства роботизированные системы: краны-штабелеры, конвейерную систему и так далее. И это не просто веяние моды или стремление оптимизировать расходы. Мы сейчас дошли до такого состояния, что альтернативы нет — работать по ряду причин просто некому.

— Что может убедить вас сменить поставщика ИТ-сервисов?

— Мы всегда оцениваем себестоимость любой услуги, но никогда не ставим ее единственным критерием. Прежде всего, мы складской оператор — наши клиенты требуют от нас, во-первых, качества обслуживания, во-вторых, скорости. И мы предъявляем к нашим подрядчикам аналогичные запросы к качеству оборудования и предоставляемым работам. Если его не будет, пострадаем и мы — клиенты смогут выставлять нам довольно чувствительные штрафы за нарушение условий контракта, которые не окупит никакая экономия. Поэтому, прежде всего, нас интересует качество оборудования. Если придет новый провайдер, который предложит более качественное оборудование и гарантию на то, что оно будет работать без сбоев, — тогда, конечно, мы рассмотрим его предложение.

— Лет десять назад, еще до того как ввели обязательную авторизацию в публичном Wi-Fi и эту технологию активно внедряли в общественных пространствах, Новосибирск считался «городом мобильного интернета», который был альтернативой Wi-Fi. А вы не рассматривали этот вариант?

— Да, конечно, мы рассматриваем этот вариант. У нас большая территория, мы занимаем 26 га. И отсюда возникает вопрос: как сделать так, чтобы каждый сотрудник был на связи. Чего только ни предлагалось: и радиотелефоны, и рации, и другие варианты. Мобильную сеть тоже рассматривали, я сам имел возможность поработать там, где выбор был сделан в пользу нее, где на территории комплекса стояла собственная вышка. В плане удобства вариант хороший, но все, опять же, упирается в деньги. Все, что мы внедряем, сначала проходит через сито обоснований и оценок экономической эффективности. Если придет провайдер, объяснит нам, что мы от этого выиграем, тогда, конечно, рассмотрим и такое. Но пока не предложил. Сейчас, как я уже сказал выше, персонал дорожает, его не хватает, поэтому мы стараемся сокращать расходы там, где это можно сделать без потери качества. То есть в таких вот узких местах, где можно заменить «цифрой» что-то устаревшее и неоптимальное.

— Что еще, кроме перечисленного выше, вы получили от внедрения в работу информационных технологий?

— В прошлом году наша компания прошла сертификацию на соответствие ISO-9001, аккредитованная компания провела аудит и подтвердила, что мы этому стандарту соответствуем. Мы стараемся оптимизировать свои процессы постоянно. А также сделать их максимально прозрачными и ускорить адаптацию нового персонала. В среднем мы инвестируем до 30% годовой прибыли в развитие производственной базы. Мы всегда отслеживаем новинки, касающиеся в первую очередь автоматизации, и мы всегда открыты новым предложениям.

Фото: предоставлено пресс-службой ООО «Новотелеком»

«Электронный город Бизнес»

ООО «Новотелеком»

+7 (383) 209-09-09

2090909.ru

ООО «Новотелеком»

Реклама.

Вся лента