Женщинам откроют «Формулу»
Какой будет гоночная серия F1 Academy
В «Формуле-1» через несколько лет могут появиться женщины-пилоты. Во всяком случае, такие планы есть у боссов Королевских гонок, пишет Bloomberg. В ближайшие месяцы организаторы чемпионата мира запустят специальную серию и программу тренировок F1 Academy. Попасть в нее смогут женщины-пилоты из картинговых и юниорских серий. Позже они будут принимать участие в «Формуле-3» и «Формуле-2». А в будущем, вероятно, дебютируют в «Формуле-1».
За последние 50 лет несколько попыток организовать альтернативный чемпионат мира для женщин заканчивались провалом. Новый проект, однако, имеет некоторые шансы на успех, полагает ответственный редактор портала «Motorsport.com Россия» Александр Кабановский: «Последняя попытка организовать женскую гоночную серию была в 2019 году, она называлась W Series. Туда отбирали быстрых девушек со всего мира. Они гонялись на молодежных "формулах". Провели несколько этапов, но денег, к сожалению, не хватило. Серия разорилась.
Осенью 2022 года ее организовывала Международная автомобильная федерация. Федерация — это не совсем коммерческая история, там, скорее, про поддержку, правила и судейство. Бизнес-модель была избрана не совсем верно.
Когда все ездят на одинаковых машинах и обслуживаются у одних и тех же механиков — это одна и та же большая бригада. Так называемый принцип моносерии снижает конкуренцию, не гарантирует равенство. Поэтому новая серия — чисто бизнес-история, ее решено сделать на другой платформе, платформе разных команд. Туда также будут отбирать талантливых девчонок из картинга, из каких-то региональных серий, и им обещана поддержка. Года три-четыре они точно протянут, а там посмотрим, что будет.
В 2017 году у "Формулы-1" сменились владельцы. Новые американские боссы из компании Liberty стали подходить к этому исключительно с вопросов медиа-бизнеса. Посмотрели слабые места — не было работы в социальных сетях на молодую аудиторию, присутствовала некая закрытость спорта. Все это за несколько лет реконструировали. Сейчас аудитория тоже растет, приходят новые спонсоры.
Автопроизводители — Audi, General Motors, Porsche — проявляют интерес, что очень важно. Они постоянно отчитываются о росте доходов, новых этапах, расширяют календарь. В Америке рост популярности просто невероятный. В 2023 году там будет три гонки впервые за 40 лет. Деньги есть. Вот этот женский фактор тоже поможет какую-то дополнительную нишу найти, привлечь новых спонсоров, новых зрителей.
И в случае, если сам по себе проект окажется не очень прибыльным, а это предсказуемо. Наверное, так будет первое время, и "Формула 1" сможет его поддержать. Но практика показывает, что между собой девушки здорово гоняют. Но как только надо состязаться с соперниками-мужчинами, то становится сложнее. Нагрузка, конечно, очень серьезная. В "Формуле 1" — это 1 тыс. лошадиных сил, а в женской F1 Academy, скажем, 300-350 лошадиных сил».
На каждую машину женской серии руководство «Формулы-1» выделит по $156 тыс. — столько же участницы должны будут внести сами или за счет спонсоров. Последним, однако, смешанные гонки могут оказаться малоинтересны, считает спортивный журналист, комментатор «Формулы-1» Наталья Фабричнова: «Попытки привести женщину в "Формулу-1" уже были. Некоторые команды брали ее в качестве третьего пилота — так называемый резервный или запасной — но никогда не доходило, что называется, до дела.
Спонсоры не так охотно финансируют женщин-пилотов. Плюс, к сожалению, последнее время ни одна картингистка не побеждала в международных юниорных сериях. "Формула-2", "Формула-3", "Формула-4" — нигде не было женщин-чемпионов.
Если девушка идет на десятых или даже восьмых местах в младших сериях, стоит ли ее рассматривать в качестве кандидата на роль пилота "Формулы-1"? Очевидно, что они возьмут более быстрого парня, с ним охотнее будут работать и спонсоры.
Насколько аудитории интересны женские соревнования? Рейтинги W Series, к сожалению, были очень и очень слабые. Более того, скорее, эта серия обнажила проблемы. Девушка, которая выиграла все годы чемпионата дальше никуда ни в какие серии не прошла по карьерной лестнице. Есть даже женские экипажи в гонках на выносливость, но они очень далеко от лидеров в финишных в протоколах.
С другой стороны, все упирается в то, что "Формула 1" — это элита среди гонщиков. 20 человек, которые прошли всю пирамиду младших серий, очень много парней занимаются спортом, но на верхние строчки списков выходят самые лучшие. А женщин занимается в шесть-семь раз меньше, соответственно, не такого уровня таланты занимают первые места».
Когда объявят расписание гонок F1 Academy, и кто попадет в серию, пока неизвестно. По данным Bloomberg, наиболее вероятные кандидатуры — чемпионка Франции по картингу Дориан Пин и нидерландка Майя Веуг. В 2021 году она стала первой женщиной в Академии пилотов Ferrari.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".