Блок-плов

Неожиданное место автомобильного двигателя в пищевой цепочке

Много лет назад завирусилась — хотя так тогда и не говорили — запоминающаяся реклама. Мощный пресс безжалостно давил роскошный спортивный автомобиль, мечту с первого взгляда. Полученный кубик мятого металла отправлялся в печь, а на выходе нам показывали запотевшую алюминиевую баночку со всемирно известным логотипом.

Фото: Сергей Нестерцев

Текст объяснял происходящее варварство: автомобилю повезло стать жестяной тарой «новой сексуальной формы» пива такого-то. Короче, автомобиль, секс и алкоголь в одном флаконе, то есть банке.

За достоверность той рекламы ручаться сложно, не исключено, что это только хайп, никто не сминал новенькие суперкары. А вот вам подлинная история. На вещевом рынке Караван-базар, что в узбекском городе Бухара, корреспондентом «Автопилота» на днях был обнаружен новый казан, на котором можно было прочитать, что сделан он в СССР, объем имеет 50 л и цену 9 р. 50 к.

Владелец торговой точки подтвердил предположение, что казан отлит в старую советскую форму. «Вручную, из алюминиевого лома?», — уточнил корреспондент «Автопилота». «Вручную, но это дюраль, блок автомобильного двигателя». Дальнейший поход по рынку подтвердил: казаны для плова, отлитые из блоков, называют именно дюралевыми.

Небольшое физическо-лирическое отступление. Под дюралем, а правильнее, дюралюминием, обычно понимают высокопрочные сплавы на основе алюминия, применяемые в авиации и космонавтике. Несмотря на то, что сплавы, используемые для литья автомобильных блоков цилиндров также содержат медь, магний и марганец, дюралевыми такие блоки называют крайне редко. Возможно, в описываемом случае сказывается тяга жителей Узбекистана использовать для описания вещей и явлений превосходные формы: например, определения «шикарный» и «четкий» используются без иронии. И пару слов про историю явления. Сегодня алюминиевые блоки цилиндров у двигателей легковых машин — это норма. А в советское время применялись как алюминиевые блоки («Волги» начиная с 21-й и «Москвичи», начиная с 412-го), так и чугунные (все классические «Жигули» и даже переднеприводные «Лады»). Кстати, чугунные казаны — более правильные, но тяжелые и капризные, например, потому, что ржавеют — на Караван-базаре тоже представлены, но им автомобильное происхождение никто не приписывает.

Изнутри такие дюралевые казаны имеют красивый узор из насечек — следы финальной обработки «болгаркой». В то время как одни продавцы уверяли, что казаны из блоков обладают высшим качеством, другие признавались, что лучше и безопаснее для здоровья взять казан заводского изготовления, который не требуется после отливки дополнительной обработки. Поверхность после УШМ все равно остается пористой, неидеальной. Да и сделан заводской казан из проверенного пищевого алюминия, а не сплава для блоков, который может содержать химические элементы, не предназначенные для употребления внутрь. Поговорка «все полезно, что в рот полезло», в наши дни требует дисклеймера, уточнения со звездочкой. А «дюралевый» казан тоже хорош на своем месте — как посуда для готовки пищи домашнему скоту.

Впрочем, корреспондент «Автопилота» лично наблюдал в Бухаре, как тандыр, кувшинообразную печь для приготовления самсы, лепешек и другой выпечки, разогревали, сжигая обломки ДСП — представления о санитарии порой могут шокировать неподготовленного туриста.

Фото: Сергей Нестерцев

Продолжая тему второй жизни различных механизмов. В местах скопления туристов в Узбекистане продаются национальные кухонные ножи-пчаки. В качестве материала лезвия торговцы часто называют «подшипник» — обойму подшипника, и «клапан» — двигателя внутреннего сгорания. В ответ на вопрос, в какой технике встречаются такие большие клапаны, чтобы выковать из одной штуки нож размером с ослиное ухо, можно услышать «трактор» или даже «паровоз». Вопрос, где у паровоза находится двигатель внутреннего сгорания корреспондент «Автопилота» не решился задать вооруженному до зубов человеку.

Сергей Нестерцев

Вся лента