Ваге Григорян: «Калужская табачная фабрика уверенно выходит на азиатский рынок и страны арабского мира»
Сейчас многие секторы экономики экстремально адаптируются к новым реалиям. Не обошла трансформация и табачную индустрию: в России курят много, поэтому потребность в никотино-содержащей продукции высокая. Что будет с этой отраслью в атмосфере новых сложностей, рассказал соучредитель Калужской табачной фабрики Григорян Ваге.
- Сейчас все стараются изобрести разные способы не просто развития, но спасения своего бизнеса. Как вы справляетесь с этим?
- Калужская табачная фабрика совсем молодое предприятие, нам всего 5 лет. Но за эти 5 лет мы успели зарекомендовать себя как производителя с высокими мощностями.
У нас нет этапа «спасения» предприятия, мы нацелены только на развитие. Расширяем штат технологов и инженеров, открыли собственное дизайнерское бюро, которое генерирует имиджевую историю бренда, постоянно повышаем уровень наших специалистов за счет тренингов, мастер-классов, поездок на выставки.
- Кстати о выставках. Совсем недавно прошла Международная WorldTobaccoMiddleEast. Ездили на нее?
- Да, конечно, это важная выставка в индустрии, тем более учитывая ограничения, наложенные на Россию. Вход на азиатский рынок и страны арабского мира, которые знамениты своей спецификой, должен происходить плавно, но за счет таких регулярных поездок, на которых мы презентуем не только бренд «Калужской табачной фабрики», но и в принципе российского производителя никотино-содержащей продукции. Мы представили разные линейки, посетители и специалисты отметили, что наши продукты отвечаю самым высоким мировым стандартам. Было много общения с потенциальными партнерами, договоренности на счет экспорта, ведь там были представители компаний со всего мира.
- Многие крупные корпорации ушли с российского рынка. Что стало с вакуумом после них?
Вакуума нет, окончательно они никуда не ушли, просто поменяли форму сотрудничества, но все также интегрированы в наш рынок. Даже если действительно все транснациональные компании вдруг окончательно уйдут, то всех мощностей России, Беларуси и Армении будет достаточно, чтобы покрыть больше половины потребностей отечественного рынка. На базе российских, белорусских и армянских производителей можно закрыть этот дефицит. Этого бояться не стоит, сильного «голода» не случиться. Мы готовы в кратчайшие сроки нарастить мощности своего производства.
- Почему так мало российских фабрик представлено в принципе в табачном сегменте?
- На уровне Правительства, к сожалению, не существует закона, где мы российские производители были представлены на розничных и торговых точках хотя бы в доле 35 %, а те, кто есть, потребитель их не знает, так как популярны иностранные марки. Процедура получения акцизной марки усложняется тем, что российским производителям приходится вносить депозит за акцизную марку. У иностранных производителей такого нет.
Необходимо убрать коэффициент Т. Этот коэффициент ограничивает количество для производства продукции фабрики, исходя из прошлогодних показателей. И не разрешает производство большего количества, чем в прошлом году. Таким образом, не дает наращивать объемы и темп. Кредиты выдают неохотно, а это первая причина отсутствия развития в сфере – финансирование, это необходимо решить на уровне Минпромторга. Только всесторонняя поддержка Правительства нашей отрасли поможет экономике в целом, потому что очень много денег с табачной продукции идет в бюджет.
Российские независимые табачные фабрики находятся в искусственно созданной неконкурентной среде. Чтобы из этой ситуации выйти, необходимо сделать следующее:
Ввести кредитование на льготных условиях. Оплата акциза будет производиться не наперёд, а постфактум. Удивительно, но в данный момент эта привилегия доступна лишь западным компаниями. Российские же производители платят главный налог вперёд, что влечёт за собой несоизмеримую финансовую нагрузку, так как в среднем для оплаты акциза необходимо увеличивать оборотные средства минимум в 4 раза.
Ещё нужно квотирование представленности в федеральных и крупных розничных сетях. В Армении и Беларуси, например, минимум 30% от присутствия на полках составляют местные независимые производители. В РФ независимому производителю сигарет практически невозможно попасть на полку и представить свой продукт покупателю по причине того, что магазины на 95% зафрахтованы иностранными производителями.
Очевидно, что можно и нужно проводить активную политику импортозамещения в первую очередь в тех секторах, которые непосредственно относятся к гражданам.
- Российский рынок табака до сих пор один из крупных по объему потребления сигаретной продукции. По данным статистических агентств в связи с нарастающим стрессом, россияне курят больше и чаще. Как покрыть потребность без перемен в мерах поддержки от Правительства?
- Лаборатории Калужской табачной фабрики имеют самое современное оборудование, что позволяет осуществлять контроль и производить товар самого высокого качества. Команда дизайнеров и разработчиков фабрики работают над продуктом, аналогов которому нет в России и за рубежом. С 2018 года КТФ выпускает табачные изделия в разных ценовых сегментах: от бюджетных сигарет эконом класса до премиальных марок. Например, у нас есть сигареты UmbertoGucci из люксовой линейки, в котором используется эксклюзивное сырье для настоящих ценителей.
Мы сотрудничаем с оптовыми поставщиками, федеральными торговыми сетями, государственными заказчиками по всему миру. Путь один – расширять географию поставок, заключая партнерские соглашения с дружественными нам странами, например, азиатский рынок открыт для российских производителей. Для этого необходимо посещать выставки, знакомиться с предпринимателями из других стран, вместе искать выходы и решения сложностей.