Алтай манит «Русавиа»

Авиакомпанию из Башкортостана приглашают на рейсы в Кош-Агач и Усть-Коксу

Компания «Русавиа» из Республики Башкортостан может выйти на маршруты из Горно-Алтайска в два отдаленных районных центра Республики Алтай — Кош-Агач и Усть-Кокса. Ранее рейсы выполняла магаданская авиакомпания «Сибирская легкая авиация» («СиЛА»), но в этом году она прекратила сотрудничество с правительством республики, сославшись на невозможность его продолжения даже с учетом субсидирования перевозок. Руководство региона рассчитывает на то, что по итогам переговоров с авиаперевозчиками, в числе которых и входящая в АФК «Система» «Алтайавиа», полеты в райцентры возобновятся в летний сезон 2023 года.

Руководство Республики Алтай рассчитывает, что полеты в райцентры региона во­зобновятся в летний сезон 2023 года

Фото: Евгений Курсков, Коммерсантъ

О возможности возобновления авиарейсов из Горно-Алтайска в Кош-Агач и Усть-Коксу глава Республики Алтай Олег Хорохордин сообщил в ходе прямой линии. По его словам, ранее полеты осуществляла магаданская авиакомпания «СиЛА», но сотрудничество с ней прекращено. «В этом году как раз к летнему сезону они (представители компании „СиЛА“.— „Ъ“) к нам пришли и сказали „мы не можем“ под тем предлогом, что запчасти, санкционное воздействие... Свято место пусто не бывает, мы ведем переговоры с другими авиакомпаниями. И, скорее всего, в будущем году у нас будет два таких самолета, и мы увеличим рейсы, потому что, когда мы летали, у нас требовалось по два рейса до Усть-Коксы и Кош-Агача»,— сказал господин Хорохордин, отвечая на вопрос одного из жителей республики.

Как писал „Ъ-Сибирь“, в 2019 году «СиЛА» возобновила рейсы из Горно-Алтайска в два названных райцентра, спустя примерно 30 лет после их прекращения. Продолжительность полетов на самолете L-410 (15 пассажиров) стоимостью 2,5 тыс. руб. составляла 45–50 минут. Они стали альтернативой шести-семичасовой автомобильной поездке. Совладелец «СиЛА» Андрей Богданов в апреле 2022 году объяснил „Ъ-Сибирь“ прекращение полетов экономической нецелесообразностью. По его словам, предложенная региональными властями субсидия в текущих экономических условиях не покрывает затраты: «Времена изменились, и изменились расходы. По старой цене мы уже не в состоянии работать». Господин Богданов уточнил, что к весне 2022 года у авиакомпании на 20% выросли расходы на обслуживание лизинга, серьезно подорожали запчасти, вырос фонд оплаты труда. При этом цены на перелет, по его данным, не повышались с апреля 2020 года. Также господин Богданов отметил, что в других регионах присутствия авиакомпании «нашли возможность увеличить размер субсидии».

Как уточнил пресс-секретарь главы и правительства республики Михаил Максимов, в числе авиакомпаний, с которыми ведутся переговоры, — «Русавиа» и «Алтайавиа». Предполагается, что рейсы будут ежедневными. «На это есть средства в республиканском бюджете — это 65 млн руб. ежегодно, по индивидуальной программе социально-экономического развития Республики Алтай предполагается субсидирование этих перевозок»,— добавил господин Максимов.

ООО АК «Русавиа» зарегистрировано в селе Булгаково Уфимского района Республики Башкортостан в июле 2016 года. Компания занимается перевозками воздушным пассажирским транспортом, не подчиняющимся расписанию. В 2021 году при выручке в размере 294,3 млн руб. чистая прибыль компании составила 55,2 млн руб. На сайте «Русавиа» указывается, что в настоящее время парк авиакомпании насчитывает 10 самолетов Ан-2 и восемь вертолетов Robinson R-44.

В «Русавиа» подтвердили ход переговоров и сообщили, что надеются на их успешное завершение. «Переговоры на выполнение полетов ведутся. На самолетах L-410. Уже есть понимание того, где мы их возьмем. Сейчас, насколько я знаю, прорабатываются условия их субсидирования — какой объем со стороны региона и будет ли федеральная составляющая. Вопрос продвигается»,— рассказал „Ъ-Сибирь“ директор «Русавиа» Дмитрий Торопов. По его словам, авиакомпания получает L-410 по лизингу через одну из лизинговых компаний, так что «санкции не должны повлиять на эту ситуацию, должно все срастись».

В настоящее время «Рус­авиа» работает в ряде российских регионов. В их числе Чукотский и Красноярский края, Республика Бурятия, Новосибирская и Тюменская области.

Входящее в АФК «Система» ООО «Алтайавиа» зарегистрировано в Республике Алтай. По данным официального сайта авиакомпании, она сегодня оказывает услуги по аренде, продаже, базированию и техническому обслуживанию только вертолетов. В парке «Алтайавиа» указаны пять моделей воздушных судов: Robinson R44, Robinson R66, Eurocopter AS350, Ми-8Т и Ми-8МТВ.

«Парк нашей компании состоит из вертолетов, в настоящий момент мы не планируем расширять его за счет самолетов, предназначенных для регулярных рейсов»,— прокомментировали ситуацию в компании.

Власти Республики Алтай готовы со временем расширить объем работ для привлеченного авиаперевозчика. По словам Олега Хорохордина, для приема воздушных судов будут готовиться полосы в районном центре Улаган и в поселке Артыбаш Турочакского района, на берегу популярного у туристов Телецкого озера. Как уточнил господин Максимов, работы по обу­стройству этих аэродромов намечены на 2024 год.

Валерий Лавский, Дарья Решетникова

Вся лента