«В эпоху Средневековья он символизировал яд и зависть»

Дмитрий Буткевич — о желтом в архитектуре

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, когда и почему начали красить дома в этот цвет.

Фото: Ronald Zak / AP

Вы задавались когда-нибудь вопросом, почему почти все классические особняки окрашены в желтый цвет? Вот как отвечает на него мой старинный приятель, давно живущий в Австрии, Константин Исаков в своем Telegram-канале «ВЕНА | Архитектура»: «Почему дома Вены желтые? 200 лет назад Иоганн Вольфганг Гете так писал в трактате о цвете: "Желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью"».

Но дело все же не только в его ясной прелести… Считается, что в эпоху Средневековья желтый цвет символизировал яд, зависть, скупость и лживость. Как красный олицетворял доблесть и защищал от ведьм, а зеленый — целомудрие. Черный принадлежал трубочистам, а голубой — замужним дамам. А вот желтым метили проституток и евреев. Хотя австрийские Габсбурги использовали именно этот цвет на имперском гербе в качестве фона для двуглавого орла.

А еще в Вене есть легенды о «желтом Шёнбрунне». Якобы при строительстве дворцового комплекса использовали желтый как заменитель геральдического золотого. И якобы дочь Марии-Терезии Мария-Антуанетта экспортировала именно такой цвет во Францию. А еще один миф гласит о том, что Габсбурги владели карьерами богемской охры, поэтому обязали все общественные здания красить желтой охрой.

Между тем реставрационные исследования фасада дворца показали, что легенды к реальности отношения не имеют (в десятках слоев покрытия фасада Шёнбрунна нашли не только охру, но и известковую краску). И вообще, красить дома в желтый начали при Франце-Иосифе в середине XIX в. Этот цвет символизировал лояльность Хофбургу.

Как пишет мой друг, пытливый исследователь венской архитектуры, на фасадах тамошних домов всегда преобладали цвета, основанные на размытых неброских известковых красках. Имитация цвета натурального камня считалась признаком благородства и изыска. А вот крикливый стиль ярко-желтых фасадов венский бомонд относил к провинциальной вкусовщине. А вот интересно, что пишут о характерной «особняковой» окраске знатоки русской архитектуры?

Вся лента