Дороги со статусом

Как Самарская область обновляет дорожную инфраструктуру региона

Самарская область опережающими темпами обновляет региональные автодороги и строит прилегающую инфраструктуру – в этом году в регионе было обновлено или построено с нуля 578 км дорог, при этом почти на 90% объектов применяются новые технологии. С 2018 года в области уже было реализовано несколько крупных инфраструктурных проектов: это и строительство двух очередей Самарского мостового перехода, и возведение моста через реку Сок. Улучшается дорожная инфраструктура и в самой Самаре.

Фото: Правительство Самарской области

Территориальная связность

Самарская область продолжает проводить масштабное обновление дорог и дорожной инфраструктуры – всего с начала года в рамках реализации федеральных, региональных и муниципальных программ было приведено в нормативное состояние более 570 км автодорог. В итоге уровень нормативного состояния региональной сети к концу 2022 года дорог достиг 43,1%, в том числе в Самарско-Тольяттинской агломерации – 75%. По плану область собиралась привести к нормативу не менее 20% объектов с применением новых и наилучших технологий, фактическое же значение составило 87,8% (36 объектов из 41).

В частности, на средства нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2022 году было введено в эксплуатацию 92 объекта общей протяженностью 318,19 км, из которых 244,27 км – это автомобильные дороги регионального значения (43 объекта, из них 21 мост), 57,48 км – ремонт улиц в Самаре (40 объектов), 16,44 км – ремонт улиц в Тольятти (9 объектов).

Масштабное обновление дорожной сети продолжилось и в муниципальных районах Самарской области: в Алексеевском районе впервые был проведен ремонт дорог на средства нацпроекта – к нормативу привели 32 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

«Состояние автомобильных дорог оказывает огромное влияние на социальное и экономическое развитие Алексеевского района. Ежегодный прирост автомобильного парка составляет около 5%, в связи с чем растет и интенсивность дорожного движения. Мы очень рады, что в этом году проведены такие масштабные работы в нашем районе», – поделился руководитель комитета по строительству ЖКХ администрации Алексеевского муниципального района Владимир Попов.

В Кинель-Черкасском районе Самарской области также отремонтировали более 30 км дорог, в том числе более 16 км трассы «Урал – Муханово» – Садгород – Чернигово – Марково, которая соединяет три населенных пункта и обеспечивает единственный выезд на региональную дорожную сеть, и 14 км трассы Кинель-Черкассы – Урал на участке Александровка – Хилково, по которой осуществляется автомобильное сообщение семи поселений с районным центром Кинель-Черкассы.

Фото: Правительство Самарской области

Особое внимание в этом году было уделено и школьным маршрутам: область обновила 15 участков дорог регионального и межмуниципального значения общей протяженностью 162,2 км. В целях повышения безопасности дорожного движения на этих участках, помимо ремонта дорожного полотна, строители установили 13 пешеходных переходов, 30 светофорных объектов, около 9 тыс. погонных метров барьерных ограждений, 837 п. м пешеходных ограждений, 2,5 тыс. дорожных знаков, 12,5 тыс. п. м тротуаров, также были обновлены 33 остановочных пункта.

В нормативное состояние привели и более 20 км трассы «Кинель — Богатое» — Спиридоновка — Домашка — «Самара — Оренбург», проходящей по территории Кинельского и Волжского районов Самарской области. На данном участке дороги закреплено несколько школьных маршрутов, в том числе и в школу, находящуюся в селе Спиридоновка.

«В нашу школу, в селе Домашка, подвозят детей из двух районов. 20 учеников из Спиридоновки, Волжского района, и 14 детей из Бариновки, Нефтегорского района. И мы, учителя и родители, с большим восторгом восприняли новость о ремонте важной для нас дороги. Тем более что некоторые родители привозят детей на личных автомобилях», – отметила директор ГБОУ СОШ с. Домашка Валентина Ходокова.

В этом году был завершен и ремонт одного из главных туристических маршрутов в Самарской области – дороги в село Ширяево. Приведение в нормативное состояние этого пути изначально планировалось в течение пяти лет, до 2025 года, но опережающее выделение средств из федерального бюджета позволило ускорить проведение работ – в этом году было завершено обновление дорожного покрытия почти на всем протяжении от федеральной трассы М-5 «Урал» до культурно-исторического поселения Ширяево.

«Cело Ширяево – это жемчужина Самарского края, которой нужно придать красивую огранку, чтобы село с каждым годом привлекало все больше и больше туристов», – отметил на выездном совещании по вопросам развития отрасли перед стартом туристического сезона губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

Все в город

Масштабное строительство проводилось и в Самаре: с опережением, на год раньше срока, было открыто движение на развязке на Ново-Садовой улице (на пересечении с улицей Советской Армии). В рамках второго этапа реконструкции участка дороги по улице Ново-Садовой протяженностью 1,2 км возвели путепровод длиной 574,35 п. м. Стройка, начавшаяся в феврале 2021 года, должна была завершиться к декабрю 2023 года, однако уже выполнено 90% работ и запущено рабочее движение.

Фото: Правительство Самарской области

Реализация масштабных инфраструктурных проектов опережающими темпами в последние годы уже стала традицией для Самарской области. «Мы мобилизуемся по важнейшим направлениям, добиваемся поддержки на федеральном уровне, как это произошло по этой важнейшей развязке, и концентрируем свои усилия. Мы раньше начали движение по мосту через реку Самара, на год раньше построили мост через реку Сок, сейчас в графике строим наш главный инфраструктурный объект — мост через Волгу. Есть и другие строительные объекты, такие, например, как Дворец спорта, который также построен на год раньше срока», — подчеркнул Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

Строительство путепровода обеспечило распределение загруженных городских транспортных потоков в центре города на одной из главных магистралей и повысило доступность делового и исторического центра для жителей спальных районов. Для пассажиров общественного транспорта планируется устроить новые остановочные комплексы с автопавильонами, тротуарами, перильным ограждением и пандусами, обеспечивающими доступность этих объектов для маломобильных граждан. За счет сокращения пробок и снижения времени, которое автомобилисты проводят в заторах, улучшится и экология района.

На средства национального проекта «Безопасные качественные дороги» продолжается реализация другого важного регионального инфраструктурного объекта – реконструкция автодороги Кинель – Богатое – Борское с 1,1 км по 7-й км. До реконструкции дорога относилась к третьей категории – обычная автомобильная дорога с двумя полосами движения. Проектом предусмотрено расширение проезжей части дороги до четырех полос движения. Общая протяженность участка составляет 5,89 км, проект должен быть реализован до 2023 года. На этот участок Кинельского района выпадает большая нагрузка, так как он является основным въездом в город и через него осуществляется проезд на южную территорию района. Ремонт ведется при сплошном потоке автомобилей, двигающихся на малой скорости. Обновление дороги продолжилось и на участке с 7-го по 27-й км. В нормативное состояние в этом году привели еще 20 км дороги.

Мосты и обходы

Всего за пять лет в области было построено или обновлено 2,45 тыс. км дорог, причем ежегодный объем работ вырос с 410 км в 2018 году до 576 км в прошлом году и 578 км в этом. Активная реконструкция дорог проводилась в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году, в 2019 году был завершен первый этап строительства крупнейшего в регионе инфраструктурного объекта – Самарского мостового перехода, движение на котором было открыто в декабре того же года.

В 2020 году был проведен ремонт обхода села Сергиевска на участке от нулевого до 12-го километра – трасса была построена более 20 лет назад и с тех пор значительно износилась. Ремонт трассы в обход села позволил разгрузить дороги административного центра – Сергиевска. Также в 2020 году в области приступили к капитальному ремонту автомобильной дороги Тольятти – Ташелка. Трасса соединяет несколько населенных пунктов Ставропольского района между собой, а также обслуживает маятниковую миграцию населения к одному из центров Самарско-Тольяттинской агломерации – Тольятти.

Фото: Правительство Самарской области

В прошлом же году, на полтора года раньше запланированного срока (стройка началась в декабре 2019 года), завершилось строительство моста через реку Сок – мост протяженностью 306 м состоит из пяти монолитных железобетонных опор высотой до 20 м и металлического пролетного строения общим весом около 1700 тонн. Также в прошлом году была проведена реконструкция автодороги Тольятти – Ягодное, крупнейшего инфраструктурного объекта в Ставропольском районе Самарской области. В его составе возвели путепровод и две развязки к особой экономической зоне в Тольятти, а в областном центре, в Самаре, строители завершили второй этап строительства Самарского мостового перехода (рабочее движение по нему было открыто на год раньше срока) и обновили Московское шоссе.

Дороги в едином каркасе

В регионе продолжается строительство моста через Волгу, который станет частью маршрута «Европа – Западный Китай». Реализация крупного инфраструктурного проекта на территории Самарской области стала возможной благодаря прямому поручению Президента РФ Владимира Путина. В 2018 году, во время рабочего визита президента в регион, губернатор области Дмитрий Азаров обосновал необходимость строительства международной трассы на территории области – маршрут был скорректирован, несмотря на то что это потребовано внесения изменений в транспортную стратегию России.

«Успешное развитие регионов зависит от современной транспортной инфраструктуры. В этой связи отмечу важность соглашения о строительстве обхода города Тольятти с мостовым переходом через Волгу. Его реализация позволит модернизировать важный участок международного маршрута “Европа – Западный Китай”», – заявил тогда Владимир Путин.

Годом позже было заключено концессионное соглашение, и в декабре 2019 началось строительство.

Создание важного для региона инфраструктурного объекта обсуждалось на встрече Владимира Путина с Дмитрием Азаровым и в октябре этого года. Строительство моста через Волгу и новой трассы не остановилось, несмотря на влияние санкций: сейчас уровень технической готовности объекта капитального строительства составляет 70,9%, а завершить строительство объекта планируется в 2024 году. Общая длина мостовой конструкции над Волгой составит 3,7 км; здесь будет 26 опор, 25 пролетных строений, а протяженность новой дороги составит 99 км.

«Работы идут в соответствии с графиком – под контролем губернатора», – отметили в правительстве региона.

Фото: Правительство Самарской области

Объект включен в транспортную стратегию РФ на период до 2030 года – трасса имеет стратегическое значение как для Самарской области, так и для страны в целом, так как позволит оптимизировать грузопотоки и выстроить новые логистические цепочки. Проект открывает и новые возможности для производств и рабочих мест для жителей региона: в частности, с открытием мостового перехода через Волгу с обходом городского округа Тольятти улучшится транспортная доступность и повысится инвестпривлекательность особой экономической зоны «Тольятти», технопарка «Жигулевская долина», а также предприятий, работающих в Самарско-Тольяттинской агломерации. Кроме того, предполагается, что запуск обхода Тольятти окажет и значительное влияние на туристическую привлекательность региона.

Планы на будущее

У области обширные планы по продолжению строительства: уже сформирован перечень работ на 2023 год в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Предполагается, что общий объём финансирования капитального ремонта и ремонта региональных автомобильных дорог по нацпроекту составит более 9 млрд руб. Пока планируется привести в нормативное состояние 218 км региональных и муниципальных дорог, но системная работа команды правительства региона во главе с губернатором области Дмитрием Азаровым по привлечению дополнительного финансирования из федерального бюджета продолжается, сообщили в правительстве региона.

Среди крупных объектов, намеченных на следующий год – завершение реконструкции автомобильной дороги Кинель – Богатое – Борское в Кинельском районе, начало строительно-монтажных работ на проспекте Карла Маркса (на участке от проспекта Кирова до границы округа Самара) с реконструкцией участка автомагистрали «Центральная» (это участок от Ракитовского шоссе городского округа Самара до автодороги «Обводная город Самара»), а также начало работ по строительству автомобильной дороги на улице Аврора на участке от Московского шоссе до улицы Ново-Садовой в столице области.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Самарской области, заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Павел Покровский:

«Мы видим, как за последние пять лет быстрыми темпами наращивается, реконструируется и модернизируется транспортная инфраструктура Самарской области. Ведь в этом году мы отмечаем 80 лет со дня основания дорожных служб в нашем регионе. И как в военные годы, когда начинала строиться асфальтированная автодорога между Москвой и Куйбышевом, сегодня Самарская область вновь подтверждает свои лидерские позиции в дорожном строительстве.

Масштабные капиталоемкие объекты возводятся раньше запланированных сроков и начинают вносить свой вклад в общее социально-экономическое развитие региона. Улучшается качество жизни в наших муниципальных районах: это и освещение, и тротуары, и комфортные остановочные пункты в самых отдаленных сельских поселениях. А самое главное – мы видим дальнейшую перспективу развития дорожной инфраструктуры, а вместе с тем и рост благосостояния наших жителей».

Наталья Ильина

16+

Вся лента