Тяга к розетке

Электротранспорт

В России продажи электрокаров растут в течение последних пяти лет. Тем не менее по этому показателю страна пока не входит даже в топ-25 мировых лидеров. Впрочем, глобальный курс на «озеленение» автопарка сохраняется: в ближайшее время планируется увеличить выпуск отечественных электромобилей и активно расширять сеть зарядных станций.

KSP_013729_00067_1

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2021 году доля электромобилей в общем объеме продаж легковых машин на глобальном рынке увеличилась вдвое, до 6,6 млн единиц, и составила 9%, а в 2022-м должна вырасти до 13%. При этом российский рынок электротранспорта по-прежнему заметно отстает от мирового. Даже несмотря на то, что продажи электромобилей в стране с 2017 года регулярно растут. В январе 2020-го их число не превышало 6 тыс., к концу января 2021-го составляло более 10 тыс. В 2022 году в России, по данным аналитического агентства «Автостат», зарегистрировано около 16,5 тыс. электромобилей.

По словам Валерии Минчичовой, доцента департамента мировой экономики и международного бизнеса Финансового университета при правительстве РФ, учитывая, что всего в России 64 млн автомобилей, парк электрокаров составляет очень малую долю — всего 0,025%. Если смотреть глобально, то мировой парк электромобилей (не включая гибридные) составляет примерно 5,2 млн. Соответственно доля электрокаров, проданных в России,— 0,3% от этого количества. При этом важно отметить, что в мировой статистике к электромобилям относятся как «чистые» (plug-in electric cars), так и гибридные (battery hybrid cars) машины. С этой точки зрения, в России совокупно насчитывается около 180 тыс. электрических и гибридных автомобилей.

Впечатляющий результат на фоне низкой базы

В 2021 году, по данным «Автостата», в РФ было продано 2254 новых электромобиля, что в 3,1 раза больше, чем годом ранее. Как отмечают эксперты, этот показатель оказался рекордным: ранее в стране в течение года ни разу не продавалось более 1 тыс. таких машин. При этом в первой половине 2022-го в России приобрели 1278 новых электромобилей (на 53% больше, чем за аналогичный период 2021-го). Примерно половина (46,5%) рынка приходится на марку Tesla. За сентябрь 2022 года жители России купили 209 новых электрокаров (на 29,8% больше по сравнению с сентябрем прошлого года). По мнению экспертов ГК «Автодом», если такая тенденция сохранится, то к 2030-му доля электромобилей может достичь 15% от всего автопарка страны.

Как отмечает госпожа Минчичова, лидерами среди федеральных округов по наличию электромобилей закономерно являются Центральный федеральный округ из-за уровня доходов населения и развитости сети зарядных станций и Дальневосточный из-за логистической близости к популярным производителям (например Японии). Третье место по количеству электромобилей занимает Сибирский округ.

Больше всего электромобилей сконцентрировано в Москве (2161), далее следуют Приморский край (1652), Иркутская область (1540), Краснодарский край (1085), Хабаровский край (861). В Петербурге, занимающем седьмое место среди субъектов по этому показателю, зарегистрировано 420 электрокаров. Абсолютное большинство электромобилей — модель Nissan Leaf — их в России почти 11,8 тыс., второе и третье места — у Porsche Taycan и Tesla Model 3 (по 670 штук), также встречаются Audi e-tron и Mitsubishi i-MiEV. На эти пять моделей приходится более 90% всего электромобильного парка.

Что касается коммерческих автоперевозок, электробусов и электроминиавтобусов, то предложение невелико, однако все используемые сегодня электробусы российского производства. По словам Валерии Минчичовой, серийно в России производится ЛиАЗ-6274 в Московской области (запас хода — 59 км, пассажировместимость — 85 человек). Также серийно производится и КамАЗ-6282. Есть новинка, которая пока не очень распространена,— e-Citymax 12 от группы ГАЗ, производство тоже планируется в Ликино-Дулево. «Волгабас 5270» уже используется в Санкт-Петербурге и Липецке. Есть и электробусы белорусского производства — МАЗ 303Е, Vitovt, Olgerd. При этом МАЗом заинтересовались транспортные компании Петербурга.

Сегодня в Москве насчитывается более 800 (КамАЗы и ЛиАЗы), в Петербурге курсируют 10 электробусов «Волгабас», один немецкий MAN Lion’s City E на 128-м маршруте, соединяющем Васильевский остров и Петроградскую сторону. В 2023 году количество электробусов в Северной столице планируют увеличить до 50 единиц. Примерно по паре электробусов для общественного или служебного транспорта используется во Владивостоке, Набережных Челнах, Нижнем Новгороде, Тюмени.

Зарядная инфраструктура

По данным Росстата, в 2015 году в РФ было всего шесть зарядных станций (ЭЗС), в 2020-м —151. Минувшим летом Минэнерго сообщило о наличии в стране 1600 автомобильных зарядных станций (для сравнения, АЗС — около 23 тыс.). Разъемы поддерживают японские и европейские стандарты, однако Минпромторг изменил требования к комплектации ЭЗС, которые теперь должны поддерживать и китайские стандарты. В Москве, по словам госпожи Минчичовой, покрытие неплохое, к концу 2022 года количество ЭЗС скорее всего возрастет до 250.

Стоит отметить, что если пользоваться домашней зарядкой из розетки, то, по оценкам экспертов, для этого понадобится около 10 часов, а ее разовая стоимость сегодня составит около 300 рублей. Коммерческие зарядные станции мощнее, процесс зарядки займет 20–30 минут, а разовая стоимость, например, в Москве в среднем составит около 750 рублей. Есть и общественные бесплатные ЭЗС, например, у больших моллов. На них на зарядку уйдет пять-шесть часов.

Положение дел

В начале мая 2021 года аналитики Boston Consulting Group (BCG) назвали две главные причины слабого развития рынка электромобилей в России. Это отсутствие должной регуляторной и инфраструктурной поддержки, а также высокие налоги на ввоз и владение электрическим транспортом. На данный момент, по словам экспертов, ничего не поменялось, но прибавились санкции.

По мнению Максима Загорского, помощника управляющего КППС, есть три проблемы, существенно препятствующих росту продаж электрокаров. Во-первых, высокая цена: как правило, электрокар стоит минимум на 1 млн рублей дороже по сравнению с аналогами, оснащенными двигателями внутреннего сгорания (ДВС). При этом с большой долей вероятности в перспективе она продолжит увеличиваться из-за роста стоимости сырья. Таким образом, практически сводится на нет будущая экономия на топливе и расходах на ТО.

Вторая проблема — небольшие реальные показатели пробега электрокара без подзарядки. «Действительно, паспортные данные сообщают потребителю о 500 и даже более километрах, но это при идеальных условиях. Температура должна быть не низкой и не высокой, стиль движения — спокойным, желательно не пользоваться печкой (кондиционером), не превышать скорость 90 км/ч. Кстати, при таких идеальных условиях и обычный автомобиль с ДВС не покажет большого расхода топлива. Отсутствие реального гарантированного пробега на 500 и более километров вынуждает владельца электрокара заряжать его при первой же возможности. Кроме того, далекие от идеальных погодные условия, которые не учитываются производителями, еще сильнее снижают привлекательность электромобиля. Владельцы иногда ставят обогреватели, дополнительно утепляют салон и делают другие "апгрейды". Однако, покупая такой товар, как электромобиль, то есть самое современное средство передвижения, крайне не хочется в нем что-либо улучшать или переделывать: это изначально должна быть задача производителя»,— добавляет господин Загорский. Третьей проблемой, по мнению эксперта, является отсутствие достаточного количества зарядных станций.

Внешние факторы

Изменившаяся экономическая и геополитическая ситуация сказалась и на развитии электротранспорта. «Например, самая крупная компания, которая продавала зарядные станции в России,— шведско-швейцарская ABB, с отечественного рынка фактически ушла. То есть официально об уходе не заявлялось, но купить их станции уже невозможно. По части электромобилей аналогичная ситуация: мы стояли на пороге появления в России огромного количества новых марок и моделей: Audi, Mercedes, Porsch, BMW, но из-за сложившейся обстановки и логистического кризиса все это стало невозможным. Причем как официально, так и неофициально. При этом раньше можно было поехать в Европу, купить там Tesla и привезти ее сюда, самостоятельно растаможив. Сегодня основные потоки поставок прервались, и электромобили завозят разве что через Казахстан, Армению параллельным импортом»,— указывает господин Загорский.

По словам Лилии Марковой, генерального директора компании «Газпромбанк Автолизинг», после введения внешних ограничений ставка на собственное производство и импортозамещение по части электрокаров в России возросла. В частности, в проекте стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года, разработанном Минпромторгом, были названы планы по достижению значительных темпов роста продаж электромобилей (65–70% в год) и созданию новых производств компонентов и материалов для электрического и гибридного транспорта с наращиваем их экспорта.

Ряд мер в поддержку развития отрасли в России, по словам Евгения Уткина, руководителя по взаимодействию с отраслевыми и инфраструктурными организациями ГК «Деловые линии», предусматривает утвержденная правительством Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта. Среди них субсидии российским кредитным организациям и лизинговым компаниям, развитие зарядной инфраструктуры (в том числе на федеральных трассах), льготная парковка для электротранспортных средств. Согласно документу, к 2030 году не менее 10% всех выпускаемых автомобилей в стране должны быть электрическими.

«В июле текущего года стало известно о появлении первых в России электромобилей на отечественных аккумуляторных батареях. Они разработаны компанией "Рэнера", входящей в "Росатом". В середине сентября стало известно о создании первого электромобиля под маркой Aurus. Машина предназначена для перевозки пассажиров по парковым зонам, ее разработало ФГУП НАМИ. В середине октября "Росатом" объявил о начале поставок комплектующих для производства электромобилей "Автотору"»,— рассказывает Антонина Шаркова, профессор департамента отраслевых рынков факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ.

В пресс-службе ГК «Автоспеццентр» считают, что в ближайшем будущем расширение ассортимента электромобилей обеспечат российские производители, такие как Evolute, продажи электрического седана которого стартовали в октябре. Также «Москвич» планирует до конца текущего года выпустить электрический кроссовер E40X.

Как отмечает Антонина Шаркова, по планам властей к 2024 году в стране также введут в строй 20 тыс. зарядных станций для электрокаров, а к 2030-му их число должно вырасти до 150 тыс. Инфраструктура будет создаваться из расчета минимум одна станция на 10 электромобилей в городах или на 100 км для трасс федерального уровня.

В декабре 2021 года в правительстве РФ утвердили перечень территорий и дорог для реализации пилотного проекта по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта. Эксперимент будет проведен до 2024 года. Его участниками станут 16 территорий и одна автомагистраль. На первом этапе (в 2022-м) проекты по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта планируется реализовать в Краснодарском крае, Татарстане, Республике Крым и городе Севастополе, в Ленинградской, Московской, Нижегородской, Сахалинской областях. Также для проведения пилота выбрана федеральная трасса М4 «Дон».

На втором этапе (в 2023 году) зарядные станции для электротранспорта планируется построить во Владимирской, Воронежской, Калининградской, Липецкой, Ростовской, Тульской областях, в Приморском и Ставропольском краях, Чувашской Республике, а также в Москве и Санкт-Петербурге.

Как отмечает Максим Голованов, руководитель проекта «+1Город», в феврале 2022 года корпорация ПСС (российский производитель зарядных станций для электротранспорта) объявила о запуске тестирования отечественной ультрабыстрой зарядной станции на 240 кВт.

Петербургский вектор

Санкт-Петербург наряду с Московским регионом входит в число городов, где спрос на электромобили растет. По данным «Автостата», с января по май текущего года в Северной столице было продано 105 электрокаров (почти 10% от общего объема продаж электромобилей в России). С 2020 года в городе действуют 83 зарядные станции, шесть из них расположены на территории дилерских центров и 31 — на парковках бизнес-центров, ТРК и гостиниц.

По словам госпожи Шарковой, в данный момент лидером по числу ЭЗС в Петербурге, Ленинградской области и России являются «Россети Ленэнерго». Именно эта компания и будет строить новые станции. В Петербурге городская энергокомпания до конца 2025 года планирует установить 80 новых зарядных станций. Кроме того, в рамках реализации Региональной программы развития зарядной инфраструктуры на период до 2023 года, утвержденной правительством города, 20 ЭЗС будут установлены уже в этом году. В Ленинградской области установка новых электрозаправочных станций будет происходить в рамках пилотного эксперимента правительства РФ по созданию инфраструктуры для электротранспорта.

Перспективы развития

Как отмечает Валерия Минчичова, «зеленая» повестка, несмотря ни на что, не снимается, а значит, и курс на использование электрокаров в стране сохранится — как личного, так и общественного транспорта. Санкционное давление, безусловно, затруднит и удорожит покупку зарубежных моделей. Но нельзя исключать возможность их приобретения на условиях параллельного импорта и, конечно, разработки китайского и отечественного автопрома. Уже сейчас у дилеров в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Воронеже, Краснодаре можно приобрести липецкий Evolute за примерно 3 млн рублей с запасом хода на полной зарядке 433 км.

По словам экспертов, с учетом непростой внешнеэкономической ситуации все большее число отраслей отечественной промышленности, в том числе очень перспективных, нуждается в полной локализации производства для снижения зависимости от импорта. Не является исключением и электротранспорт, развитие которого неразрывно связано с развитием электрозарядной инфраструктуры. При этом, по словам Максима Загорского, в стране уже есть компании («Яблочков», Rewatt, ПСС), которые производят ЭЗС, ничем не уступающие иностранным.

Как считает Антонина Шаркова, правительство РФ явно не собирается отказываться от программы перехода на электротранспорт. Хотя сроки отказа от топливных автомобилей, конечно, сильно сдвинулись. Сейчас главной задачей российских ведомств стало быстрое и полноценное импортозамещение электромобилей и инфраструктуры. При этом пока серьезным помощником в создании хотя бы локальной сборки электрических моделей машин может стать только Китай.

«В сферах индивидуального транспорта и коммерческих "электричек" российские производители и заводы кажутся более уверенными. Не без помощи китайских партнеров, но этот сегмент пока дефицита не ожидает. Однако следует готовиться к заметному подорожанию всех моделей — как местных, так и импортных. Сейчас как никогда важно сохранить уже существующие льготы для владельцев и производителей электротранспорта и инфраструктуры и регулярно выделять новые субсидии»,— заключает эксперт.

Антонина Егорова

Вся лента