Sukhoi Superjet на всех не хватит

Почему перевозчики получат меньше самолетов

Российские авиакомпании в 2022 году получат только 10 самолетов Sukhoi Superjet 100. Это почти вдвое меньше, чем в марте анонсировал глава Минпромторга Денис Мантуров. Тогда речь шла о том, что перевозчикам передадут 19 судов. Как пишут «Известия» со ссылкой на источники, в 2022-м два Sukhoi Superjet 100 пополнили парк Red Wings, еще один — «Азимута». В ближайшие полтора месяца авиакомпании получат семь новых машин, и три со вторичного рынка.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Почему не готовы остальные самолеты? Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев напоминает, что значительная доля деталей в Sukhoi Superjet 100 приходится на импортные комплектующие: «Полагаю, что при детальном изучении производственной программы и запросов авиакомпаний на поставку запчастей для поддержания эксплуатации уже существующих Superjet, было принято более рациональное решение. Вместо того чтобы достраивать новые самолеты с импортными комплектующими, лучше сохранить их в качестве резерва.

Лайнеры, которые находились в высокой степени готовности в первом квартале, конечно, целесообразно достроить и передать эксплуатантам. По остальным машинам, вероятно, имеет смысл заморозить агрегаты.

Что касается вторичного рынка, то в свое время было ремаркетировано несколько Sukhoi Superjet, которые принадлежали российским организациям. В частности есть информация, что один из самолетов принадлежал Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Поэтому, речь идет о том, что предыдущий эксплуатант не может продолжать платить лизинговые платежи и использовать воздушное судно. Поэтому владелец передал самолет тому перевозчику, который в нем заинтересован».

С началом военных действий на Украине сотрудничать с российскими авиакомпаниями прекратили зарубежные лизингодатели. А производители Boeing и ЭирБас перестали поставлять запчасти для уже имеющихся самолетов. Как на отрасль повлияет еще и дефицит Sukhoi Superjet?

Член Общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков отмечает, что даже при полноценном выпуске самолетов этой модели, обеспечить потребности авиапарка не получилось бы: «Россия нуждается в дальнемагистральном самолете. У нас большие расстояния, а Sukhoi Superjet без одной или двух посадок до Дальнего Востока не долетит. Этот самолет даже до Стамбула не долетит — "Аэрофлот" предлагает пересадку в Сочи.

Стратегически очень спорно, что наш авиапром взялся за Sukhoi Superjet, а дальнемагистрального самолета у нас нет даже в проекте. При этом есть планы возобновить выпуск Ил-96 в количестве двух штук в год. Это значит, что за 15 лет могут собрать 30 самолетов. Такое количество воздушных судов закроет лишь потребности по перелетам из Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи на Дальний Восток и обратно».

В 2021 году авиакомпании получили 24 новых Sukhoi Superjet 100, в пандемическом 2020-м — 12. Меньше, чем 2022 году, суда было произведено в 2019-м, тогда поставить удалось только восемь машин этой модели.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Дарья Фоменко

Вся лента