Бульварщина высокого полета

«Вавилон-Берлин», 4-й сезон: актуальнее некуда

На «Кинопоиске» выходит четвертый сезон сериала «Вавилон-Берлин», где из бульварного сюжета рождается зловещий портрет невротизированного общества. Германия между двумя мировыми войнами предстает здесь одурманенной вязким мороком, когда из нищеты и отчаяния, экономического краха и политического хаоса рождается фашистское государство.

Текст: Татьяна Алешичева

Фото: Netflix

Когда Фриц Ланг снимал криминальные триллеры про шайку гипнотизера Мабузе или космическую фантастику про первый полет на Луну, то хотел доставить публике первоклассное развлечение. Но вышло так, что в этих фильмах самым пугающим образом отразился дух времени. Спустя сто лет «Вавилон-Берлин», самый декадентский немецкий сериал, почтительно подхватывает мотивы Ланга.

Четвертая часть истории о приключениях берлинского сыщика Гереона Рата (Фолькер Брух) начинается в канун нового 1931 года. Сладкоголосый певец (Макс Раабе) выводит со сцены клуба Moka Efti гипнотическую привязчивую мелодию «Ein Tag wie Gold»: «День как золото, а ночь как бархат и шелк, два шага влево, а затем вперед и назад. Привет Москве, Парижу и Вене, мы рождены танцевать — может, мы сошли с ума?» Шарлотта Риттер (Лив Лиза Фрис) из криминальной полиции пританцовывает под эту песню в магазине пластинок. Она еще не знает, что через неделю ее уволят, и она будет двадцать часов плясать в Moka Efti на танцевальном марафоне, чтобы выиграть главный приз в тысячу марок, пока ее менее выносливые соперницы не рухнут от переутомления. Сестра Шарлотты Тони (Ирен Бём), живущая на улице с шайкой бездомных, вместе с подельником заберется в новогоднюю ночь в роскошный универмаг, но дерзкий грабеж сорвется из-за полицейского рейда. Тем же вечером штурмовики НСДАП под предводительством Вальтера Штеннеса (Ханно Коффлер) замутят кровавую потасовку на улицах и будут громить витрины еврейских магазинов. Но полицейские предпочтут не вмешиваться. Только после того, как один из воришек упадет с крыши магазина и разобьется насмерть, следователь и Шарлотта прибудут на вызов. И там Шарлотта увидит своего романтического героя Гереона в повязке со свастикой в толпе опьяненных дракой штурмовиков.

Той же новогодней ночью богатый промышленник Ниссен (ударившийся в дикую эксцентрику и почти карикатурный Ларс Айдингер) подарит невесте гигантский бриллиант «Голубой Голдштейн» и запустит в воздух свою первую ракету — он лелеет мечту о полете на Луну, только зачем-то консультируется с инженерами о том, можно ли оснащать ракеты взрывными устройствами. Перед пуском веселые гости хором затянут: «Пять-четыре-три-два-один…» Здесь авторы «Вавилона-Берлина» Том Тыквер, Ахим фон Боррис и Хенрик Хандлёгтен делают глубокий реверанс Фрицу Лангу — обратный отсчет перед запуском придумал именно он для фильма «Женщина на Луне», который вышел в 1929-м, за год до начала действия четвертого сезона. Образ гения преступного мира Мабузе, доктора-гипнотизера, который овладевал сознанием люмпенов и аристократов, тоже переосмыслен в сериале: это зловещий доктор Шмидт (Йенс Харцер), который в новом сезоне будет испытывать действие первитина сначала на животных, а потом и на людях. Этот препарат наделяет бойца слабоумием и отвагой: маленький хорек под его действием способен загрызть волка, а щуплый злой парень — одолеть могучего противника.

Продюсеры сериала во главе с Тыквером планируют снять еще один, пятый сезон и закончить действие 1933 годом — они решительно не хотят иметь дело с пришедшим к власти Гитлером. Но автор серии романов про Гереона Рата, кёльнский детективщик Фолькер Кучер хочет дотянуть историю до 1938 года, чтобы показать, как Германия пришла к войне. В нынешнем сезоне уже проклевываются ее предпосылки. В Берлине образца 1931 года маленькому человеку живется нелегко. Экономика развалена, журналистов сажают в тюрьму за госизмену (отдельный сюжет сезона посвящен журналисту Кательбаху, который опубликовал статью о тайном перевооружении армии), суд и полиция коррумпированы. По всей Германии действует тайная организация «Белая рука» во главе с безумным судьей, который объявил охоту на беспризорников и возомнил себя богом карающим, а в столице набирают силу мафиозные «борцовские клубы» из бывших заключенных. Без привета Москве тоже не обошлось: новый сезон сериала привычно наводнен русскими, которые шпионят на Неметчине в преддверии новой войны (по тем же улицам, по-видимому, уже ходит Штирлиц, не думающий о секундах свысока).

Из всей этой пестрой криминально-шпионской бульварщины с десятком переплетающихся сюжетов неожиданно складывается рассказ о том, что человек склонен всегда наступать на те же грабли: из пучины экономического и политического хаоса он хочет подняться при помощи сильной руки и новой войны.

Смотреть: «Кинопоиск»


Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram

Вся лента