«Руководство фонда обвиняют в невыполнении договорных обязательств»

Дмитрий Буткевич — об отмене Московской международной биеннале современного искусства

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, из-за чего произошел конфликт президента фонда Биеннале Юлии Музыкантской с дирекцией Третьяковской галереи и Минкультом.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

IX Московская международная биеннале современного искусства все же не состоится. 7 ноября должно было пройти торжественное открытие основного проекта в здании Новой Третьяковки. Однако 3 ноября информагентства распространили сообщение Министерства культуры России, которое до сих пор числится одним из организаторов Московской биеннале:

«Мероприятие, планируемое к проведению в Третьяковской галерее, было отменено по причине несоответствия уровня целого ряда экспонатов статусу избранной для биеннале площадки — государственного музея федерального значения».

И, конечно, упоминается руководство фонда «Биеннале современного искусства», которое обвиняют в «невыполнении договорных обязательств, в том числе в нарушении сроков монтажа выставки и непредоставлении необходимых документов».

Под «руководством фонда» имеется в виду его президент Юлия Музыкантская, которая проводила две последние по счету биеннале в Москве. Те, кто сталкивался по работе с Юлией Александровной, вряд ли удивлены. Уже после первого ее проекта — XVII Биеннале 2017-2018 годов — в арт-сообществе вспыхнул скандал, связанный с невыполнением ею договоров.

Ряд художников, в том числе международных, предъявили претензии Музыкантской в связи с «отсутствием гонораров». Тогда скандал как-то сошел на нет, а сейчас президент Биеннале вступила в конфликт с дирекцией крупнейшего отечественного музея и руководством профильного министерства.

У меня своя история, связанная с Музыкантской. Еще весной студенты-сценографы из ГИТИСа придумали и выполнили паблик-арт-объекты в парке «Музеон» в рамках выставочного спецпроекта IX Биеннале. В парке появилось три десятка новых фигур и объектов.

Некоторые, между прочим, живы до сей поры, но большинство довольно быстро оказалось сломано или украдено. Ни парк, ни руководство фонда не сочло нужным хоть как-то закрепить объекты и следить за ними — такое своеобразное отношение и к произведениям, и к самой работе художника.

К слову, Музыкантская комментариев сейчас никому не дает. Зато пиар-служба Биеннале опубликовала, наконец, список художников и описание отдельных работ. А также посетовала, что «биеннале готова, был нужен еще один день, чтобы доделать три инсталляции, вывезти мусор, настроить видео, повесить шторы».

Вся лента