Кино как реконструкция

Открылся международный кинофестиваль в Салониках

В Салониках открылся 63-й Международный кинофестиваль — самый крупный и представительный киносмотр на Балканах. О его программе рассказывает Андрей Плахов.

Кадр из фильма «Корсаж»

Фото: arte

На открытии показали автобиографическую драму Стивена Спилберга «Фабельманы», основанную на воспоминаниях знаменитого режиссера о его детстве, проведенном в Аризоне. Юный киноман Сэмми мечтает сделать карьеру в Голливуде. Его разводящихся родителей играют Мишель Уильямс и Пол Дано, важную роль в сюжете играет и персонаж, чьим прототипом стал дядя режиссера. Спилберг как никто умеет соединить высокий гуманизм и сентиментальность, личные эмоции и законы массового зрелища. Это кино, полное восторга перед волшебством кинематографа, раскрывающее мучительную сложность человеческих отношений и дающее надежду на примирение.

Фестиваль продлится 11 дней, в течение которых будут показаны почти 200 фильмов, не считая короткометражных. В международном конкурсе соревнуются 11 картин.

Среди них — «Кусочек неба», альпийская драма, разыгранная швейцарским режиссером Михаэлем Кохом и парой прекрасных непрофессиональных актеров среди горных лугов и коров. Любовная история идиллически начинается, но неумолимо движется к поэтике античной трагедии. И жизнь, и обрывающая ее смерть представлены как элементы прекрасного, но безжалостного природного космоса.

Другой конкурсный фильм «Мне снятся электрические сны» поставлен бельгийкой Валентиной Маурель и строится вокруг переживаний шестнадцатилетней девушки, которая живет с матерью и младшей сестрой, но рвется переехать к отцу, ушедшему из семьи. Покажут еще одну семейную драму — «Пассажиры ночи», ее действие разыгрывается в ретро-атмосфере Франции 1980-х годов. Шарлотта Генсбур, которая станет почетной гостьей фестиваля, играет домохозяйку за сорок, бросившую профессию психолога ради воспитания детей, пережившую онкологическую операцию и подло оставленную мужем. Фильм строится вокруг того, как героиня заново выстраивает свою жизнь и превращается в самостоятельную женщину. А завершится фестиваль греческой премьерой картины «Корсаж» австрийки Мари Кройцер — новой «феминистской» версии биографии и личности Елизаветы Баварской, Сиси, супруги императора Франца-Иосифа.

Греки отмечают в этом году десятилетие со дня смерти Тео Ангелопулоса. Этот режиссер — их национальная гордость, в то же время вокруг его творчества до сих пор идут споры. Он был одним из последних апостолов радикального авторского кино, которое после ухода Тарковского, Феллини и Бергмана стало восприниматься в прошедшем времени. Ангелопулос до конца своих дней снимал фильмы интеллектуальные, бескомпромиссные, иногда трудно понимаемые публикой. Но при этом они не были оторваны от жизни, будучи либо прямо, либо метафорически привязаны к реалиям Греции и Европы. Его дебютный фильм назывался «Реконструкция» и появился в 1968 году, в мрачный период диктатуры «черных полковников». А снятый спустя 20 лет «Пейзаж в тумане» стал одним из первых и самых пронзительных фильмов о трагических судьбах мигрантов. «Комедианты» (1975) входят в антологии лучших фильмов мирового кино. А умер Ангелопулос на последнем этапе работы над эпической трилогией, поставленной с мессианским замахом охватить всю историю ХХ столетия, показать глобальные процессы, судьбы наций, культур, народов, революций, войн. В этот контекст включалась и Россия, а Греция в определенном смысле оказывалась в центре европейской истории.

В этом году фестиваль отдает дань памяти автору, изменившему ландшафт греческого кино. Отталкиваясь от названия фильма «Реконструкция», фестивальные кураторы поставили идею «реконструкции» в самый центр программы.

Это понятие отражает магические возможности кино по преобразованию реальности, то, как мы интерпретируем жизнь и окружающий мир. В рамках фестиваля организована выставка «Реконструкция, реконструкция, реконструкция»: 12 участвующих в ней визуальных художников черпают вдохновение в главной теме фестиваля. На фотовыставке «Море в порту» представлены фотоработы Никоса Николопулоса со съемок картины «Другое море», которая стала незавершенной лебединой песней Тео Ангелопулоса.

Вся лента