«У электросудов по сравнению с дизельными судами есть только плюсы»

О том, как развивается в России речной флот на электрической тяге, рассказали представители первого российского серийного производителя электросудов Emperium (входит в Sitronics Group).

Алексей Катков, управляющий партнер АФК «Система», председатель совета директоров Sitronics Group

Фото: предоставлено пресс-службой Sitronics Group

Алексей Катков, управляющий партнер АФК «Система», председатель совета директоров Sitronics Group:

— Каковы перспективы развития этого рынка в РФ? Как вы оцениваете востребованность в судах на электрической тяге?

— На мой взгляд, сегодня это то инновационное направление, в котором Россия может выйти в лидеры. Массовой программы по замене флота на электрический нет ни у кого в мире. А у нас есть и собственные разработки, и законтрактованное серийное производство, и планы по началу реальной эксплуатации уже в ближайшую навигацию.

По нашим подсчетам, спрос на суда на электротяге со стороны регионов составляет порядка нескольких сотен единиц. Большой интерес проявляют города, расположенные на реках с плотным трафиком . Возможности перехода на электросуда актуальны, к примеру, для Санкт-Петербурга, Самары, Красноярска, Нижнего Новгорода, Перми и многих других. Конечно, потребности наших потенциальных заказчиков разделяются в зависимости от целей: городской пассажирский транспорт или прогулочно-развлекательный, круизный.

— Какое главное отличие электросудов от традиционных, с двигателями внутреннего сгорания?

— У электросудов по сравнению с дизельными судами есть только плюсы. Суда с двигателями внутреннего сгорания уступают электрическим по таким критериям, как уровень шума — всего около 50 дБ от работающего электросудна — и экономичность при расчете затрат на единицу пройденного пути. Также электросуда несравнимо экологичнее: нет ни утечек топлива, ни выхлопных газов.

— Как обстоят дела с инфраструктурой для зарядки электросудов?

— Теоретически организовать зарядную инфраструктуру на самом деле проще, чем, например, станции заправки для дизельных судов, в том числе с точки зрения безопасности. Необходимо решить вопросы согласования места и технологического присоединения к электрическим сетям.

Николай Пожидаев, президент Sitronics Group

Фото: предоставлено пресс-службой Sitronics Group

Николай Пожидаев, президент Sitronics Group:

— Сколько сегодня судов производится, какого предназначения? Видите ли потребности замены дизельных кораблей на электрические?

— Сейчас мы строим электросуда речного класса. На сегодня у нас законтрактовано производство двух типов судов. Первый — городской электротрамвайчик на 50 пассажиров. Несколько таких судов уже проходят испытания. Второй тип — двухпалубные большие катамараны на 130 человек. Первый из пяти катамаранов, производимых для компании АО «ВодоходЪ. Пассажирский порт», уже доставлен в Красноярск. Мы ожидаем, что на любой судоходной реке наши суда будут востребованы. Учитывая, что сегодня в городах, которые стоят на реках, достаточно старый прогулочный флот, ему несколько десятков лет, и он будет заменяться.

Кроме того, электрический флот существенно дешевле в эксплуатации, что является его конкурентным преимуществом. По нашим оценкам, эксплуатация такого судна может обходиться владельцу примерно в четыре раза дешевле дизельного. Поэтому у нас достаточно очевидные перспективы, особенно в городах-миллионниках.

— Какие технологии вы планируете применять в сфере эксплуатации электросудов?

— У нас есть ряд технологий, которые уже начинают внедряться. Это, например, вся мостиковая система управления и так называемая е-Навигация, то есть береговые системы, которые создают в акватории цифровую среду, это и системы управления движения судов и средства связи. То есть все то, что необходимо для автономного или беспилотного движения судна. Первые испытания технологии е-Навигации на реке уже прошли.

В следующем году запланированы тестовые испытания речных беспилотных судов уже на электрической тяге и последующий их ввод в эксплуатацию.

Также мы разрабатываем спутниковые решения, к примеру, отечественную систему автоматической идентификации судов (АИС) для мониторинга водного пространства. Каждое пассажирское судно должно быть оснащено оборудованием АИС, система в любой момент времени может отслеживать местонахождение и выполнение задачи судном.

Андриан Правдин, член совета директоров Emperium

Фото: korabel.ru

Андриан Правдин, член совета директоров Emperium:

— Какую часть флота способны в перспективе заменить электросуда?

— Сейчас мы сосредоточены на пассажирских перевозках, в основном внутригородских, это также могут быть паромные переправы. А следующая задача — это уже междугородные перевозки. В перспективе электросуда могут быть использованы в каких-то грузоперевозках на короткое плечо, примерно до 100 км. Как только у нас появятся технологии, которые позволят хранить еще больше энергии, они вполне смогут работать на больших расстояниях, и, в частности, в сфере грузоперевозок. Мы над этим работаем.

— Какие ключевые системы и технологии используются для строительства электросудов? Зарубежные или отечественные?

— Весь комплекс ключевых элементов производится сегодня в России: это винторулевая группа, двигатели, электростанции, частотные преобразователи, системы накопления энергии. То есть практически 90% судна состоит из отечественных компонентов.

Также в России собираются и зарядные станции.

По литий-ионным ячейкам для систем накопления мы уже сейчас работаем с тремя российскими предприятиями, которые осваивают коммерческий выпуск. Уже есть хорошие результаты, образцы, в том числе протестированные нами. Уверен, в ближайшей перспективе и этот вопрос в России будет решен.

АО «Ситроникс»

Реклама

Вся лента