«Чайка» не игрушка

ГАЗ не смог обжаловать отказ в регистрации товарного знака для выпуска сувениров

Горьковскому автозаводу группы ГАЗ не удалось оспорить отказ Роспатента зарегистрировать права на стилизованное изображение летящей птицы, украшавшее радиаторную решетку автомобилей «Чайка». Схожий логотип в качестве охраняемого товарного знака в 2019 году оформил пермский автодилер Verra Group. ГАЗ хотел получить товарный знак в группах «Транспортные средства» и «Игрушки» для выпуска сувенирной продукции, но пропустил исковые сроки, а суд подтвердил вывод Роспатента о схожести двух символов до степени смешения. ГАЗ намерен добиваться регистрации исключительных прав на товарный знак «крылья чайки».

ГАЗ добивался регистрации символики советского лимузина для выпуска сувениров

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Суд по интеллектуальным правам рассмотрел спор ПАО ГАЗ с Роспатентом – автозавод оспаривал отказ зарегистрировать в качестве охраняемого товарного знака эмблему советского лимузина «Чайка», выпускавшегося в Горьком в 1960–1970 годах. На ГАЗе планируют выпускать игрушки и сувениры советских машин и в прошлом году подавали заявку на регистрацию графического логотипа «Чайки» в виде стилизованной летящей птицы.

Однако Роспатент отказал предприятию, сославшись на выводы экспертизы о том, что это изображение до степени смешения схоже с символикой компании Verra Group из Перми.

Автодилер в 2019 году зарегистрировал аналогичный логотип в отношении тех же классов товаров «транспортные средства» и «игрушки», на которые претендовал и ГАЗ. Оспаривая отказ Роспатента в суде, юристы ГАЗа пытались доказать, что логотип Verra Group и эмблема их «Чайки» отличаются, а орнамент автомобиля появился раньше, так как впервые машина была представлена на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

По мнению юристов ГАЗа, в решении Роспатента не было обоснования того, что эмблема «Чайки» вызывает однозначные ассоциации с логотипом Verra Group. Истцы ссылались на то, что патентное ведомство неверно оценило смысловое значение букв Verrа в комбинации с изображением автодилера: ГАЗ предположил, что потребители интерпретируют его как «Вера окрыляет человека».

Представители Роспатента, наоборот, настаивали на том, что оба изображения ассоциируются друг с другом и внешне почти тождественны, а доводы ГАЗа о восприятии потребителями логотипа Verra Group назвали субъективными. Аргументы о разной деятельности автозавода и Verra Group Роспатент воспринял как необоснованные, поскольку охрана товарных знаков действует на всей территории России. Наконец, юристы ГАЗа пропустили трехмесячный срок подачи заявления в суд, что само по себе служит основанием для отказа в иске, подчеркнул ответчик.

Суд отказал ГАЗу по срокам давности, но и доводы сторон оценил не в пользу автозавода.

Суд решил, что словесный элемент в символике Verra Group не формирует у потребителя разное восприятие с символикой «Чайки», а силуэты птиц внешне схожи и имеют одинаковое смысловое значение. «Даже в том случае, если при восприятии сравниваемых обозначений потребитель понимает, что они не идентичны, он может посчитать, что они принадлежат одному лицу, что не соответствует действительности», – отметил суд.

Очевидно, что юристы автозавода подадут апелляционную жалобу. «ГАЗ будет добиваться оформления регистрации в соответствии с законодательством, так как ГАЗу принадлежат исключительные права и на сам бренд, и на произведение промышленного дизайна – стилизованное изображение “крылья чайки”», – сообщили на предприятии.

Роман Рыскаль