Армянский пример заразителен

В Киргизии задумались о размещении международных наблюдателей на границе с Таджикистаном

Идея размещения иностранных представителей на спорных участках границы становится все более популярной на постсоветском пространстве. Вслед за Арменией, где уже приняли решение о приглашении наблюдателей из Евросоюза и подумывают добавить к ним коллег из ОБСЕ, эту тему подняли в Киргизии. Правда, там надеются не на западные структуры, а на Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входит и другая сторона конфликта — Таджикистан. Именно это обстоятельство делает перспективы реализации идеи крайне туманными.

Последствия вооруженного конфликта на границе между Киргизией и Таджикистаном

Фото: Vladimir Voronin / AP

На фоне подготовки к размещению наблюдателей от Евросоюза на границе Армении и Азербайджана насчет подобной меры безопасности задумалась еще одна постсоветская страна — Киргизия. «На встрече с генеральным секретарем ОДКБ Станиславом Засем я сказал, что, пока между нами не встанет третейский судья, мира (с Таджикистаном.— “Ъ”) не будет,— заявил в среду глава Минобороны страны Бактыбек Бекболотов.— Я предлагал для урегулирования конфликта выставить маленький контингент ОДКБ на наших спорных участках, который решит несколько задач — контроль за прекращением огня и отвод тяжелой техники от госграницы». Министр не уточнил, о каком именно «маленьком контингенте» идет речь — наблюдателей или миротворцев.

Встреча господина Бекболотова с господином Засем прошла 4 октября, когда генсек ОДКБ приезжал в Бишкек. Сейчас Станислав Зась находится в Душанбе на конференции «Международное и региональное сотрудничество в области безопасности границ и управления в целях противодействия терроризму и предотвращения передвижения террористов». «Ъ» связался с МИД Таджикистана, чтобы узнать об их отношении к предложению киргизской стороны, но не получил оперативного ответа.

Таджикский политолог Парвиз Муллоджанов не исключил, что Душанбе может и согласиться с идеей, «так как обстановка на границе тревожит обе стороны».

Однако, как отметил господин Муллоджанов, такая идея требует «разработки новых процедур и порядка взаимодействия» внутри самой ОДКБ. «Изначально ОДКБ создавалась как военный альянс для отражения внешней агрессии. Но времена изменились, и не исключено, что члены организации готовы пересмотреть прежние нормы. Прецедент есть — это январская операция ОДКБ в Казахстане. По сути, внутри альянса»,— отметил эксперт в беседе с «Ъ».

Напомним, что официальная версия событий в Казахстане иная: как утверждают власти, беспорядки начали некие иностранные боевики. Впрочем, с течением времени об этом вспоминают все меньше.

Заявление министра обороны Киргизии прозвучало на фоне тревожных новостей, связанных с противостоянием на границе. Например, в среду утром погранслужба Таджикистана опубликовала заявление, что «несмотря на договоренности, закрепленные в протоколе №42 от 25 сентября 2022 года, киргизской стороной предпринимаются преднамеренные действия, направленные на эскалацию обстановки в приграничных районах».

В частности, пограничники сообщили о стягивании техники, переброске военнослужащих и строительстве укреплений буквально на местах прежних столкновений — в районе гидроузла «Головной», села Максат и дороги через село Ак-Сай. Кроме того, по данным Душанбе, нередки нападения мирных жителей Киргизии на граждан Таджикистана. Сообщается об избиениях, поджогах домов и забрасывании камнями автомобилей с таджикскими номерами, когда те проезжают через киргизские села. Все эти инциденты зафиксированы с 1 по 18 октября.

В Бишкеке выступили со встречными обвинениями. «Пограничная служба ГКНБ Кыргызстана с недоумением восприняла обвинения пограничных войск ГКНБ Таджикистана в адрес киргизской стороны в преднамеренных действиях по эскалации обстановки в приграничных районах,— заявили там.— Вызывает удивление тот факт, что практически все свои действия по усилению границы в приграничных районах Таджикистана таджикская сторона пытается “приписать” пограничникам Кыргызстана».

Между тем, как утверждают власти Киргизии, подобные шаги предпринимают сами таджики. «Так, с 25 сентября 2022 года таджикская сторона осуществляет подготовку огневых позиций: роют окопы и траншеи по всему периметру государственной границы с Кыргызстаном,— отмечают в Бишкеке.— Зафиксировано более десяти фактов применения дронов, которые, нарушая воздушное пространство Кыргызстана, вели разведывательные действия».

В тот же день все три профильных комитета парламента одобрили законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере обеспечения обороноспособности». Рассмотреть его на пленарном заседании планируется в четверг, 20 октября.

Суть документа в том, что в приграничных районах Баткенской и Ошской областей (то есть на границе с Таджикистаном и Узбекистаном, но не Казахстаном и Китаем) создается особое правовое регулирование ношения огнестрельного оружия мирными жителями. Причем не в сторону ужесточения, а наоборот. Например, депутаты хотят снять «ограничения в получении разрешения на приобретение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом» для жителей приграничных районов. Они смогут приобретать его «без обязательного наличия охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия и определенного времени его использования».

Снимаются также ограничения по верхней возрастной планке для возможной мобилизации резервистов, но с оговоркой: «исключительно при условии необходимости осуществления обороны, защиты приграничных районов Баткенской и Ошской областей».

«Люди требовали от нас, чтобы мы приняли какие-то меры для отражения повторной таджикской агрессии. Хочу подчеркнуть: это следует воспринимать не как подготовку к новой эскалации конфликта, а как стремление ее избежать,— сказал собеседник “Ъ” в правительстве Киргизии, пожелавший остаться неназванным.— К тому же из законопроекта не следует, что мы будет раздавать кому-то оружие. Мы просто готовим правовую основу для того, чтобы в случае необходимости создать территориальную оборону, ополчение. И мы хотим, чтобы противоположная сторона протрезвела. Сейчас звучат предложения лишить (президента Таджикистана.— “Ъ”) Эмомали Рахмона звания почетного гражданина Бишкека. Но мы не хотим этого делать. Мы еще верим, что придет время — и Рахмон приедет в Бишкек как уважаемый гость».

Есть в идее Бишкека и определенная ирония. Дело в том, что если этот вопрос действительно будет рассматриваться на уровне ОДКБ, то созыв Совета коллективной безопасности придется инициировать Николу Пашиняну — премьер-министру Армении как страны-председателя. Напомним, что на встрече министров иностранных дел СНГ в Астане глава МИД России Сергей Лавров уже предлагал Еревану созвать Совет, но чтобы отправить наблюдателей не в Киргизию, а в саму Армению. Однако в Ереване пока предпочли пригласить других международных посредников.

Решение об отправке 40 гражданских наблюдателей из Евросоюза уже принято, и теперь дипломаты поставили перед собой новую задачу. «Обсуждается тема отправки наблюдателей ОБСЕ на армяно-азербайджанскую границу с армянской территории. У нас будет ясность по этому поводу в самое ближайшее время»,— заявил глава МИД Армении Арарат Мирзоян.

Армянский политолог Тигран Григорян считает: если Совет коллективной безопасности действительно будет созван в ближайшее время, на нем будут обсуждать и киргизо-таджикскую, и армяно-азербайджанскую границу. «Наблюдатели ОДКБ наверняка будут отправлены в Армению, в этом я практически не сомневаюсь»,— заявил он «Ъ».

Однако пока, как отмечает Арарат Мирзоян, в Ереване ждут хотя бы оценки ситуации на границе с Азербайджаном. «В первую очередь нам необходимо понять, в какой степени организация признает существующую ситуацию, которая является агрессией против Армении и вторжением на ее суверенную территорию»,— сказал он.

Именно это обстоятельство, по мнению российского политолога, специалиста по постсоветскому пространству Аркадия Дубнова, позволяет сделать вывод: даже если представить, что идея с миссией ОДКБ получит развитие, в ней, вероятнее всего, примут участие не все члены организации. «В этой миссии явно не должно быть представителей самих Киргизии и Таджикистана,— заявил он “Ъ”.— Однако среди четырех других стран-участниц (это Россия, Белоруссия, Армения и Казахстан.— “Ъ”) могут найтись те, кто не захочет участвовать. Например, та же Армения, а возможно — и Белоруссия. Не исключено, что для Казахстана это тоже будет выглядеть как обуза, а значит, эгида ОДКБ будет лишь формальной — все равно останется одна Россия». К тому же, добавил эксперт, «вполне вероятно, что Душанбе вовсе заблокирует это предложение, потому что намерен решать вопрос другими средствами».

Похожую мысль в беседе с «Ъ» выразил и политолог из Бишкека, директор центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков. «Безусловно, в наблюдательной группе должны быть представители России, возможно Беларуси, и, скорее всего, Казахстана. Сложно что-то говорить о кандидатуре Армении, которая все больше дистанцируется от ОДКБ,— сказал собеседник “Ъ”.— В Бишкеке понимают, что встречи лидеров двух стран на саммитах, в том числе и последняя в Астане, вряд ли разрядят сложившуюся в приграничных районах ситуацию. Тем более что конфликт между двумя странами приобрел уже системный характер».

Кирилл Кривошеев; Кабай Карабеков, Бишкек; Аршалуйс Мгдесян, Ереван

Вся лента