Сайонара, Петербург!

Nissan вслед за Toyota отказался от производства автомобилей в Петербурге

Японский автоконцерн Nissan принял решение продать российские активы, в числе которых завод в Петербурге, ФГУП «НАМИ». Эксперты считают, что возобновления производственной деятельности завода в Петербурге раньше второй половины следующего года ожидать не стоит, и не исключают, что здесь могут производить российские, китайские или иранские марки автомобилей.

Аналитики прогнозируют выпуск альтернативных японским маркам автомобилей на производственной площадке Nissan в Петербурге

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Исполнительный комитет Nissan вчера одобрил продажу российских предприятий ФГУП «НАМИ» для «будущих проектов по производству легковых автомобилей». Сумма сделки, которая будет оформлена в течение ближайших недель после одобрения соответствующими государственными органами, не разглашается, говорится в сообщении автоконцерна.

При этом Nissan, по условиям договоренностей, оставил за собой право в течение шести лет выкупить обратно ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», в активах которого производственные и научно-исследовательские центры в Санкт-Петербурге и центр продаж и маркетинга в Москве.

Коллективу завода в Петербурге, как и сотрудникам других подразделений Nissan в России, гарантируется сохранение занятости в течение 12 месяцев. Президент и главный исполнительный директор Nissan Макото Учида назвал это наилучшим решением для поддержки сотрудников автоконцерна в России.

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров (в ведении министерства и находится ФГУП «НАМИ») уточнил: «В результате переговоров удалось выйти на формат, при котором предприятие сохраняет работоспособность: сохраняются ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места — а это около 2 тыс. сотрудников предприятия. НАМИ имеет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнеров, создавать совместные предприятия. АвтоВАЗ будет осуществлять послепродажное обслуживание автомобилей Nissan, а также поставлять запчасти».

Единовременный ущерб от прекращения производственной деятельности в России и выхода с российского рынка в компании оценили в 100 млрд йен ($686 млн).

В 2021 году выручка ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» составила 100,2 млрд рублей против 98,657 млрд годом ранее, чистая прибыль — 2,922 млрд против убытков в размере 2,213 млрд в 2020 году и 8,4 млрд рублей в 2019 году. Налог на прибыль за 2021 год составил 400 млн рублей, ранее компания демонстрировала в отчетности убыток. Ежегодно компания выплачивала работникам от 3,5 до 3,8 млрд рублей заработной платы.

Завод в Петербурге был открыт в июне 2009 года, общий объем инвестиций оценивался примерно в $400 млн. Предприятие производственной мощностью около 100 тыс. автомобилей в год выпускало модели X-Trail, Murano и Qashkai, в прошлом году завод выпустил 45 тыс. автомобилей. С 14 марта 2022 года производственная площадка была остановлена, по официальной версии — из-за нехватки комплектующих и нарушения логистических цепочек. Месяц назад компания объявила о продлении режима простоя до конца года. Ранее другой японский автоконцерн, Toyota Motor, также объявил о полном прекращении производства автомобилей в России.

Гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что сейчас речь в первую очередь идет о сохранении производственной площадки и технологического оборудования и совершенно точно нет понимания, какие модели могут производиться на заводе и когда заработает производство.

Дмитрий Марков, автор стратегий автоследования «Финам», считает, что к середине года, после перестройки производственных процессов, завод в Петербурге может начать выпуск российских или китайских автомобилей. «Не исключено, что и иранских — там проявляли интерес к производственным активам уходящих из России международных автопроизводителей. Соответственно, и налоговых поступлений от компании в бюджет Санкт-Петербурга можно ожидать не ранее, чем во второй половине следующего года»,— сказал эксперт. Господин Бурмистров, напротив, полагает, что китайским производителям сборка в России не слишком интересна из-за санкционных рисков и того обстоятельства, что в целом достаточно эффективно осуществляется поставка готовых автомобилей.

Вячеслав Калашников

Вся лента