На главную региона

Евгений Стодушный: «Каждого нового зрителя, которого удается привлечь в зал, я считаю личной победой»

В сентябре в Красноярской краевой филармонии стартовал 69-й концертный сезон. Сразу два концерта уже по доброй традиции для жителей и гостей города дал народный артист России Денис Мацуев. А 1 октября на главной сцене Красноярска блистала прима-балерина Мариинского театра народная артистка России Виктория Терешкина. О том, почему гастроли звезд мировой величины должны быть обыденностью для жителей города-миллионника, возможен ли бизнес-подход к руководству культурной организацией и как меняются тренды в работе арт-менеджеров, поговорили с генеральным директором Красноярской филармонии Евгением Стодушным.

Евгений Стодушный, генеральный директор Красноярской филармонии

Евгений Стодушный, генеральный директор Красноярской филармонии

Евгений Стодушный, генеральный директор Красноярской филармонии

– Вы руководите Красноярской филармонией пятый год. В 2018 году вы презентовали руководству края стратегию ее развития. Как можете оценить эти планы сейчас, насколько они оказались реалистичными и жизнеспособными?

– Готовясь к работе на новом месте, я определил для себя три основных точки приложения усилий.

Первая – это расширение аудитории филармонии. Максимально важно было привлечь к академическому искусству самую широкую аудиторию жителей Красноярского края.

Вторая – формирование конкурентоспособной афиши Красноярской филармонии. Для меня это значит не уступать в качестве музыкального предложения лучшим российский концертным залам. Имена знаковых артистов в этой афише должны были стать не событием, а буднями для нашего слушателя.

И, наконец, активная проектная деятельность, способная сделать филармонию заметной и живой точкой на музыкальной карте страны, стала третьей опорной точкой.

Наладить все процессы я планировал за два года, что на деле оказалось достаточно наивным ожиданием. Ведь, как известно, чем больше корабль, тем плавнее он должен поворачивать.

– Что стало наибольшими вызовами для ваших планов?

– Существующей на тот момент команде было достаточно сложно: в штате было много вакансий, коллегам приходилось работать над поддержанием операционной деятельности без возможности заняться развитием и перспективным планированием.

Организации нужно было преодолеть определенные имиджевые издержки. А мне – лаконично презентовать новое видение как широкой общественности, так и профессиональному сообществу.

Важным шагом стала работа над формированием современного бренда работодателя. По моему искреннему убеждению, для того чтобы иметь возможность привлекать лучших профессионалов, карьера в филармонии должна развиваться по четким правилам. Важно обеспечивать справедливое вознаграждение за труд, прозрачные критерии оценки эффективности, что особенно сложно при творческом труде. Сама творческая повестка должна быть насыщенна и интересна для всех вовлеченных участников.

– Как пандемия повлияла на все эти планы?

– Пандемия, безусловно, повлияла на многое. Это и принцип формирования афиши, которую дополнили цифровые проекты – трансляции, записи, подкасты. На время нам пришлось отказаться от крупных форм на сцене, делая акцент на камерном музицировании.

Перераспределенная нагрузка на штат технических специалистов позволила уделить больше внимания нашему концертному комплексу – совершенствованию материально-технической базы, работе над балансом звука в Большом концертном зале, замене сценического покрытия. Это была незаметная для посетителей, но крайне важная для будущего бесперебойного творческого процесса работа. Разумеется, и самим артистам приятнее выступать на обновленном сценическом покрытии.

Судьбоносным управленческим решением в период пандемии стало получение кредита на возобновление деятельности по программе Правительства РФ в размере 59,2 млн руб. Эти средства позволили обновить костюмы и концертную аппаратуру, запланировать дополнительные премьеры, запустить новые для филармонии инициативы. Самой яркой из них стал первый в Сибири Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. Меры государственной поддержки для пострадавших отраслей на примере отрасли культуры считаю беспрецедентными.

Народный артист СССР Юрий Башмет

Народный артист СССР Юрий Башмет

Народный артист СССР Юрий Башмет

– Какова общая структура бюджета филармонии? Как соотносятся государственные субсидии, доходы от собственной деятельности, спонсорская помощь?

– Российская практика показывает, что эффективным можно считать бюджет, при котором соотношение государственной субсидии и собственных внебюджетных доходов находятся в соотношении 85 на 15 %. На сегодняшний день в филармонии этот показатель 87 на 13 %.

Если же говорить в натуральном выражении, то в 2018 году мы заработали 91 млн руб., в 2019-м – 136 млн руб., а в 2021-м, несмотря на ковид, – 104 млн руб. И это с учетом сокращения вместимости, общего падения спроса и прочих пандемийных факторов. Хочу подчеркнуть, что такой заметный экономический показатель, как цена билета, всегда формируется у нас с учетом принципа общедоступности.

При этом в статистике выше не учтены средства, выделенные на обновление музыкальных инструментов для Красноярского симфонического оркестра. Это беспрецедентное решение руководства региона, поддержанное компанией «Норникель», несомненно, внесло большой вклад в развитие оркестра и, на мой взгляд, стало историческим событием для культуры Красноярья.

В целом могу отметить очень продуманную культурную политику руководства Красноярского края. Большинство наших инициатив находят отклик и поддержку как у руководителя краевой культуры, так и непосредственно у руководителя региона. Такое внимание со стороны губернатора гарантирует поступательное развитие концертного дела.

Возвращаясь к теме финансов, интересно изменение источников внебюджетных доходов. Главные, безусловно, продажа билетов и организационное сопровождение мероприятий. Но, кроме этого, за последние четыре года филармония сделала большой шаг в повышении эффективности управления краевой собственностью. Активно развиваем направление аренды концертных залов, площадей общего пользования, прокат оборудования. Полученные средства немедленно реинвестируются в имущественный комплекс филармонии и развитие наших красноярских коллективов.

– Получается полноценный бизнес-подход к бюджетному учреждению?

– В планировании творческой деятельности мы занимаем проактивную позицию, но при этом стремимся не создавать нашими инициативами дополнительной нагрузки на бюджет отрасли. Филармония регулярно участвует во всех доступных федеральных программах поддержки.

Это и Всероссийские филармонические сезоны, которые помогают в организации гастролей наших коллективов по России и обеспечивают приезд самых знаменитых столичных оркестров в наш регион. И программа Росконцерта «Мы – Россия», в рамках которой только в этом году Ансамбль танца Сибири им. М. С. Годенко посетит с гастролями четыре федеральных округа страны.

Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. М.С. Годенко

Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. М.С. Годенко

Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. М.С. Годенко

Совместно с партнерами филармония запускает проекты при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Фонда президентских грантов. Например, в этом году мы реализуем уникальный проект по восстановлению музыкального наследия легендарного тувинского композитора Владимира Токи и организуем гастроли заслуженной артистки РФ Екатерины Мечетиной по небольшим поселкам Красноярского края.

Кроме того, мы получаем гранты Правительства РФ. Так, в ноябре этого года в крае впервые состоится фестиваль, который соберет в наших залах профессиональные оркестры народных инструментов России.

– Возвращаясь к творческой повестке, назовите топ-3 самых амбициозных проектов Красноярской филармонии в новом сезоне?

– Среди новых событий это, однозначно, уже упомянутый Фестиваль профессиональных оркестров национальных народных инструментов России. С 23 по 26 ноября шесть музыкальных коллективов из Красноярска, Башкортостана, Тывы, Бурятии, Хакасии и Якутии представят жителям региона всю музыкальную палитру нашей многонациональной страны.

Безусловно, большим событием станет юбилейный Транссибирский арт-фестиваль. Программу мы анонсируем через месяц, но уже сейчас могу сказать, что она будет включать не менее 12 концертов в Красноярске и крае.

Как руководитель сейчас я занимаюсь реализацией идеи эндаумент-фонда – нового инструмента долгосрочного развития. Рассчитываю на запуск проекта в 2023 году. Подобный опыт есть в большом количестве федеральных университетов и музеев, даже в некоторых театрах. Ни одна филармония в России за подобные инициативы пока еще не бралась.

– В этом году ваш личный юбилей – 15 лет работы в культуре. Какие ключевые тренды, на ваш взгляд, сменились в сфере за это время?

– Если раньше выдающиеся артисты предпочитали продолжительные гастроли по большому количеству городов, то сейчас активно развивается региональное фестивальное движение. Практически каждый из знаковых российских артистов имеет свои авторские фестивали в различных регионах – это первый тренд, который я могу выделить.

Культура во все времена остро реагирует на то, что происходит в обществе. Сегодня мы видим, что академическая музыка становится неотъемлемой частью культурной жизни все большего числа россиян, важным фактором консолидации общества. Обращу внимание, что практически все знаковые региональные и федеральные события проходят при участии симфонических оркестров и выдающихся солистов – еще один тренд, которые нельзя не отметить.

Что же касается роли арт-менеджера в современном мире, то, на мой взгляд, она кардинально изменилась за последние годы. Мы в нашей деятельности смещаем акцент от организации к коммуникации. Наиболее эффективные команды сегодня не столько организуют художественный процесс, сколько отвечают за эффективную коммуникацию между творцом и его целевой аудиторией. Поэтому каждого нового зрителя, которого удается привлечь в зал, я считаю личной победой.

КГАУК «Красноярская краевая филармония». Реклама