«Пастозность живописи спутать невозможно»

Дмитрий Буткевич — о работах Натальи Нестеровой

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о жизни и творческом пути художница, а также о выставке, которая пройдет в РОСИЗО.

Фото: Наталья Нестерова; Китайский национальный музей изобразительных искусств

Так случилось, что я не знал лично Наталью Нестерову. Нет, конечно, знал и любил ее живопись. Она всегда считалась «лидером семидесятников», то есть тех художников, которые пришли в искусство в эти годы. Моему покойному отцу принадлежит термин «романтический реализм», которым он называл мастеров этого поколения. Другие, например, Вильям Мейланд (ему как раз принадлежит сам термин «семидесятники»), говорили о «карнавализме», который именно для Натальи Игоревны, на мой взгляд, был совершенно естественен. Кроме того, она была очень хорошим живописцем. Пастозность ее живописи спутать невозможно.

Я дружу с ее сыном Левой, она была преподавателем живописи у части моих студентов в ГИТИСе. А вот с ней самой мы просто раскланивались. Она ушла совсем недавно и довольно неожиданно от отека легких в благополучной Америке.

29 сентября РОСИЗО у себя в Петроверигском переулке открывает выставку «Наталья Нестерова. Памяти мастера». Будет представлено около 50 живописных работ из фондов РОСИЗО, частных коллекций, галереи «МастАРТ», а также из собрания ее семьи. Вот, что пишут коллеги: 1970-е — время формирования творческой концепции Нестеровой, непростое для того, чтобы остаться независимым творцом в парадигме цензуры и навязанной идеологической доктрины. Наталья Игоревна прошла по касательной госзаказ, обратив принятый в артели сбор материала в возможность уединенной работы. В «прокрустовом ложе» комбинатной деятельности она смогла создать волшебный мир. Мир, который существует по своим законам и населен героями, на коих не действуют ни догма, ни время, ни гравитация. Ее искусство метафорично, лирично, драматично и глубоко личностно.

Нестерова получила академическое образование в знаменитой МСХШ — художественной школе при институте имени В. И. Сурикова, затем и в самом этом институте у выдающегося художника и педагога Дмитрия Жилинского. А для меня же очень важно, что она была одной из немногих российских художников, котирующихся на международном рынке.

Вся лента