Дорога миска к обеду

Производители кормов для домашних питомцев в Сибири расширяют бизнес на фоне роста спроса

Сибирские производители кормов для домашних питомцев отмечают кратный рост спроса на свою продукцию с марта этого года. Так, в красноярском «Голдман групп» говорят, что покупательская активность выросла в 14 раз. Компания планирует расширять географию продаж, если такая динамика сохранится и дальше. Новосибирская компания «Порцелан» на фоне растущего спроса планирует построить новое производство, увеличив мощности по выпуску сухих кормов в три-четыре раза, до 1,5 тыс. т в месяц. Эксперты оптимизм производителей разделяют, но предостерегают от рисков снижения качества и роста цен. По их данным, этой весной корма подорожали на 15–60%.

Внутренний рынок кормов для домашних питомцев эксперты называют «бескрайним», с высоким потенциалом развития

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Производители кормов для собак и кошек в Сибири с марта 2022 года отмечают существенный рост спроса на свою продукцию. «Февральские события, безусловно, повлияли на продажи. Уже в марте 2022 года мы зафиксировали четырехкратное увеличение продаж по отношению к предыдущему месяцу. В августе реализация кормов превысила февральские показатели более чем в 14 раз»,— сообщили „Ъ-Сибирь“ в «Голдман групп» (Красноярск). Компания с 2020 года производит корм «Доминатор» классов holistic и super premium. По данным «Голдман групп», специальные корма выбирают около 25% россиян, которые держат домашних питомцев. «Основные линейки кормов премиум-класса не производились в России, и с закрытием международных логистических коридоров остро встала проблема — чем их заменить. Оставшиеся на рынке импортные холистики перестали быть доступными из-за стоимости»,— объясняют в компании возросший спрос на свою продукцию.

Директор новосибирского ООО «Порцелан» (производит сухие корма под одноименной торговой маркой) Ирина Яковлева отмечает, что пик спроса пришелся на март-апрель и с тех пор немного «подуспокоился». «Появилось очень много запросов и от ритейлеров, и от зоосетей с просьбой о поставках нашей продукции и изготовлении продукции под их СТМ (собственной торговой маркой.— „Ъ“)»,— рассказала она. Гендиректор томского производителя кормов для собак и кошек «Холка» (ООО «Эко-групп») Антон Хороших также отмечает кратный рост спроса на продукцию своего предприятия с марта этого года. «Сейчас ситуация стабилизировалась, но люди еще находятся в поиске качественных продуктов. Для многих было неожиданностью, что российские производители могут сделать корма качеством не хуже, а некоторые и лучше импортных»,— пояснил он.

В «Голдман групп» отмечают, что, если динамика спроса продолжит расти, компания будет наращивать производственные обороты и выходить в новые регионы. Сейчас 79% оптовых продаж приходится на Красноярский край. На сколько планируется рост и как именно расширится география продаж, в компании не уточнили. В «Порцелане» увеличение объемов производства уже запланировали — с существующих 300 т в месяц до 1,5 тыс. т месяц. «Мы привлекаем сейчас инвестора, думаю, что в течение полугода-года объемы нашего производства вырастут раза в три-четыре. Скорее всего, это будет строительство нового предприятия и приобретение более мощных линий»,— рассказала госпожа Яковлева.

Антон Хороших сообщил, что у его компании также есть планы увеличить объемы производства на фоне растущего спроса. Он рассчитывает привлечь на закупку оборудования около 100 млн руб. в рамках программ господдержки, но сделать это непросто. «Мы видим, что программы импортозамещения и господдержки работают, но не для всех. Крайне сложно пройти все процедуры. На бумаге все выглядит легко: приди и возьми — а ты попробуй необходимые документы собрать. Сейчас нужны инвестиции в оборудование и оборотные средства, и можем шагать семимильными шагами. В настоящее время на рынке увеличивать производство можно кратно»,— пояснил он.

Президент Национальной ассоциации зооиндустрии Кирилл Дмитриев рассказал „Ъ-Сибирь“, что из-за высокой степени локализации производств иностранных марок в России (около 75%) в 2021 году на импорт приходилось только 15–25% внутреннего рынка кормов. В 2022 году эта доля, по мнению эксперта, сократится. «Выпадение импортных поступлений привело к тому, что у российских производителей, особенно в регионах, появился очень хороший шанс развить свою продукцию. Надо, конечно. следить за качеством и за ценой, помня о том, что в любой момент мы начнем конкурировать с импортными продуктами из дружественных стран, которые будут поступать на наш рынок»,— полагает господин Дмитриев. Он заметил, что в последнее время в России открывается много новых заводов по производству кормов, но большинство из них в сегментах эконом и стандарт. «Попытки наладить производство кормов премиум и суперпремиум, безусловно, есть, но говорить о том, что они полностью заменили собой импортные корма, нельзя»,— пояснил он.

Внутренний рынок кормов для домашних питомцев господин Дмитриев называет «бескрайним», с высоким потенциалом развития. Он растет вслед за увеличением количества кошек и собак — на 1,5% ежегодно, по оценкам эксперта. Кроме того, хозяева все чаще отказываются от практики кормления животных «едой со стола». «Для того чтобы успевать за потребностями растущего рынка в России, нам нужно открывать порядка четырех крупных заводов ежегодно. Мы к этому должны стремиться»,— заключил он.

Дефицит кормов для животных на российском рынке возник весной 2022 года из-за ухода западных компаний-производителей, объясняет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Спрос, по его данным, оставался на прежнем уровне, но из-за дефицита стали расти цены (по оценкам Росстата, только весной 2022 года — на 12,95%). «В Союзе предприятий зообизнеса подсчитали, что цены на эти товары увеличились на 15–60% с начала года. Данный тренд должен в скором времени завершиться, так как иностранным брендам находится замещение на внутреннем рынке»,— считает аналитик.

Дарья Решетникова

Вся лента