«Эффективность геоданных зависит от способности искать нестандартные подходы»
Руководитель по развитию геоаналитических сервисов Platforma Алексей Алексеев — о выборе геоналитического сервиса
Использование геоаналитики стало в последние годы не столько приятным дополнением, повышающим эффективность бизнеса, сколько реальной необходимостью. При этом для России эта услуга новая — пока на рынке геомаркетинга не более десяти игроков, что при отсутствии западных конкурентов дает прекрасную возможность отечественным стартапам проявить себя. Драйвером роста спроса на геоаналитику является B2G-сектор, тогда как в секторе среднего и малого бизнеса наблюдается низкий уровень знаний о возможностях искусственного интеллекта (ИИ) и геоаналитики.
Для повышения осведомленности делается уже немало, в том числе отдельные инструменты геоаналитики предлагаются и бесплатно: в Москве действует госпрограмма по подбору помещений для бизнеса, на аналитическом портале Федеральной налоговой службы можно увидеть показатели в региональных срезах, портал Бизнес-навигатора МСП отмечает на карте всевозможные предприятия, BI-портал с оперативной статистикой Росстата показывает актуальные данные.
Собственные сервисы геоаналитики создают и крупные компании на основе собственных баз больших данных. На реализацию подобных проектов уходит много времени, а стоимость их разработки — от 300 млн до 600 млн руб. Подобные платформы могут учитывать специфические требования заказчика, они адаптированы под внутренние процессы и дают возможность строить математические модели с использованием чувствительной внутренней информации компании.
Оптимальным по соотношению стоимости и получаемого за эти деньги функционала решением может быть «коробочная» платформа геоаналитики. Подобная платформа не настолько гибкая, как собственные решения крупных компаний, однако ее стоимость для решения разовых задач малого и среднего бизнеса — от 50 тыс. до 200 тыс. руб. При ежемесячном использовании геоплатформы по двум-трем городам стоимость достигает нескольких миллионов в год, а для крупного ритейл-бизнеса в случае регулярного использования полного функционала геоплатформы цена составляет от 50 млн до 100 млн руб. в год.
Плюсом геоплатформ является также то, что они помогают транслировать опыт крупных населенных пунктов на более маленькие. Дело в том, что большинство данных, которые сейчас накоплены, содержат сведения именно о крупных городах. При этом в современных условиях центрами развития малого бизнеса становятся не крупные города, а небольшие населенные пункты — например, довольно прибыльные магазины открываются именно в малых городах, поскольку практически каждый из проживающих там проходит мимо подобных магазинов. Так как данные о маленьких населенных пунктах ограничены, задачи геоаналитики в них решаются во многом благодаря креативности продуктовых команд и нахождения новых нестандартных подходов. Например, некоторые ритейлеры при заходе в новый регион анализируют ночные спутниковые снимки, чтобы оценить прирост числа освещенных улиц города. Скорость разрастания освещенности города косвенно свидетельствуют об экономическом росте конкретного города. Это актуально, например, для продавцов стройматериалов: они видят, что в регионе увеличилось количество жилых районов и спрос на отделочные материалы может также вырасти.
В целом при выборе геоаналитического сервиса я бы советовал сравнить удобство интерфейсов, оценить широту спектра геоданных, периодичность и регулярность их обновления, точность математических моделей и сопоставить это со стоимостью решения бизнес-задачи и гибкости тарифов.