«Точки роста есть практически у всех вузов Прикамья»

Депутат Законодательного собрания Пермского края, руководитель проектного офиса программы развития «Приоритет-2030» в ПГНИУ Сергей Исаев – о перспективных направлениях пермских университетов, повышении престижа высшего образования и выстраивании взаимодействия между учеными и промышленниками.

– Сергей Юрьевич, недавно в пермских университетах завершились приемные кампании. На ваш взгляд, насколько пермские вузы привлекательны для абитуриентов?

– Текущие приемные кампании показали, что точки роста есть практически у всех вузов Прикамья. Сейчас университеты пытаются предложить абитуриентам новые, интересные программы. По моему мнению, наиболее актуальные из них – это кросс-функциональные, междисциплинарные программы, находящиеся на границах разных отраслей: например, медицины и IT, строительства и IT, биологии и IT, химии и IT и других. Перспективны направления, связанные с большими данными, искусственным интеллектом, информационной безопасностью.

Гуманитарные направления тоже выглядят довольно интересно, конечно, если вуз старается работать по практико-ориентированным программам. Новая промышленная революция, цифровизация несет, с огромными возможностями, большой объем вызовов, связанных в том числе с социологией и философией, и эти науки и решения будут востребованы рынком.

К сожалению, есть и невостребованные специальности, которые не нужны работодателю, или нужны, но с иными компетенциями. Это один из вызовов современного высшего образования – идти в ногу со временем и постоянно актуализировать образовательные программы, чтобы они отвечали требованиям рынка.

В целом, считаю, пермские университеты могут предложить достойное образование, востребованные в будущем фактически в каждом из направлений. Крайне интересно выглядит направление межвузовских программ обучения в рамках сетевого взаимодействия с ведущими университетами страны. Так, ПГНИУ уже успешно проводит сетевую программу совместно с МФТИ. Другие региональные университеты также идут по этому пути.

Передовые вузы сейчас стараются не «закрываться» и поддерживают тех сотрудников, преподавателей и администраторов, которые внедряют неформальные практики, актуальные формы образования, к примеру – запуск предпринимательских активностей для студентов.

– Ощущает ли высшее образование конкуренцию со стороны сервисов онлайн-образования, разнообразных курсов повышения квалификации, которые ориентированы как раз на практические, прикладные навыки?

– С позиции вузов, высшим образованием считается только системное, фундаментальное образование, полученное в хорошем университете. В этой парадигме набор компетенций, получаемых на курсах, не является полноценным высшим образованием. В этом плане конкуренции классическому вузу нет.

Со стороны же потребителей – студентов, онлайн-образование и курсы можно назвать конкурентами вузов. И это не всегда следствие высокого качества курсов. Часто это сигнал, что университеты, в силу консервативности и отсутствия гибкости, не уделяют достаточное вниманием практическим навыкам. На мой взгляд, вузы должны предоставлять не только базовые, но и актуальные знания, которые можно быстро интегрировать в реальный сектор экономики. При этом сохранять специфику высшего образования, предлагать фундаментальные курсы по философии, логике и другим дисциплинам, формирующим мировоззрение.

К сожалению, сегодня престиж высшего образования в России невысок. Это связано с несколькими причинами. Первая – недостаток предложений с достойной зарплатой от работодателей по ряду специальностей. В результате ребята, получившие высшее образование, вынуждены работать продавцами или соглашаться на иные работы, не требующие высокой квалификации.

Вторая причина – легкость получения высшего образования. Возможно, стоит повышать ценность высшего образования, делать его более системным, классическим, менее массовым. Это принципиально важно в меняющемся мире. Для подготовки большинства специалистов в современном мире достаточно среднего профессионального образования. Вместе с тем сейчас существуют серьезные вызовы, сложные задачи, с которыми могут справиться только специалисты с фундаментальным высшим образованием: постановка задач создания новых продуктов, разработка концепций развития, задачи, связанные с креативным мышлением. К слову, это может мотивировать специалистов со средним профессиональным образованием, столкнувшихся с «потолком» в карьере, пойти осознанно получать высшее образование. Например, чтобы заполнить пробелы в знании математики и физики, выйти на новый уровень компетенций и рассчитывать на более высокий доход. Или же научиться ставить задачи для профессионалов в конкретных направлениях.

На мой взгляд, нужно четко разграничивать категории образования и требования к сотрудникам. Система образования должна быть многоуровневой, с различными карьерными траекториями. Иначе ситуация не изменится: труд специалистов с высшим образованием останется дисконтированным, и эти люди будут вынуждены конкурировать с выпускниками средних профессиональных учреждений, перегревая рынок и сокращая возможности для трудоустройства. Высшее образование будет по-настоящему качественным, если студенты будут мотивированы востребованностью в крае и в России получать новые знания и понимать, где они могут их применить.

– Два пермских вуза – ПГНИУ и ПНИПУ участвуют в федеральном проекте «Приоритет-2030». На что ориентирован данный проект и какие преимущества может дать университетам участие в нем?

– Программа «Приоритет-2030» – самый масштабный на сегодня российский проект по господдержке университетов. В нем участвуют около ста вузов из всех регионов страны. Объективно вузы, которые участвуют в проекте – лучшие университеты России. Каждый участник проекта ежегодно получает базовый грант в 100 млн рублей. Кроме того, государство готово поддерживать образовательные учреждения дополнительными суммами – их можно вложить в развитие отраслевого, территориального и исследовательского лидерства. Цель этой программы – сформировать широкую группу университетов, которые станут мировыми лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу.

Два университета Пермского края – классический и политехнический – прошли отбор и стали участниками проекта. Наши университеты будут разрабатывать лучшие мировые практики научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности, работать над повышением привлекательности жизни и работы в Пермском крае, в том числе для иностранных студентов и зарубежных ученых. Эти новые идеи позволят сформировать у выпускников российских университетов навыки и умения, необходимые для успеха на современном рынке труда в условиях стремительного научно-технологического прогресса.

– Каким образом депутаты Законодательного собрания участвуют в развитии науки и высшего образования в Прикамье?

– Депутаты принимают непосредственное участие в нормотворчестве, так в этом году были существенно актуализированы региональные законы: «О науке и научно-технической политике в Пермском крае», «Об образовании в Пермском крае».

Также можно выделить изменения в отдельные законы Пермского края об установлении дополнительных мер социальной поддержки в сфере высшего образования и науки и государственной программы пермского края «Образование и молодежная политика».

Ежегодно депутаты принимают закон о бюджете Пермского края и вносят в него поправки. При этом блок бюджета, отвечающий за образование, один из самых весомых. Так, на государственную программу Пермского края «Образование и молодежная политика» предусмотрено финансирование на этот год в размере более 46 миллиардов рублей.

И конечно же, в законодательном собрании представлены интересы пермских вузов, и это не только представители в моем лице и в лице ректора ПГАТУ им. Прянишникова Алексея Андреева, но и депутаты – члены коллегиальных органов управления вузами. В своей депутатской деятельности мы постоянно ищем способы развития и поддержки системы высшего образования, науки и ученых.

– Над чем еще необходимо работать законодательному собранию? И над чем вы сейчас работаете в этом направлении?

– Очень важно понимать, что пермские вузы – это мощный потенциальный ресурс для развития региона. Убежден, что необходимо работать над усилением взаимодействия науки и промышленности, это сверхактуальная задача. К сожалению, наука не привыкла прислушиваться к задачам промышленности, так как эффективность научной работы сегодня в основном оценивается по количеству научных публикаций. А промышленники не умеют формулировать запрос на научные разработки и относятся к инновациям со скепсисом. Мы постепенно пытаемся это менять, в том числе прорабатываем возможность введения налоговых льгот и иных мер поддержки для наукоемких и технически сложных производств, где как раз соединяются компетенции ученых и промышленников.

Что касается наших инициатив, то сейчас мы прорабатываем ряд предложений: «Первое рабочее место», которое крайне важно для выпускников вузов, и механизмы поддержки наукоемких предприятий. Наряду с этим мы сейчас разрабатываем комплекс инициатив, направленных на популяризацию науки и технологического предпринимательства.

Вся лента