Глава РАН: если есть обвинение по соответствующей статье, то никакого варианта кроме помещения в СИЗО нет

Президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев считает целесообразным создание в академии структуры, которая бы занималась защитой ученых, к которым есть претензии у правоохранительных органов. Об этом он сказал 1 сентября в ходе заседания президиума Сибирского отделения РАН в Новосибирске.

Президент РАН Александр Сергеев

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Тему уголовного преследования ученых поднял бывший глава СО РАН Александр Асеев. «Если Сибирское отделение такое хорошее, великое, то с чем связан небывалый накал карательно-репрессивных мероприятий в отношении ведущих ученых, великих ученых Сибирского отделения и ведущих институтов? С чем это связано и как с этим бороться?»,– задал он вопросы господину Сергееву. Господин Асеев, заявив о «бессилии Валентина Николаевича (председатель СО РАН Валентин Пармон. – «Ъ») в этом плане», высказал надежду на то, что Александр Сергеев сможет «этому безобразию положить конец».

Как сообщал «Ъ-Сибирь», летом этого года по подозрению в госизмене задержали научного сотрудника Института лазерной физики СО РАН Дмитрий Колкер. Больной раком ученый был отправлен в СИЗО, а затем переведен в московскую больницу, где скончался. Также этим летом по делу о госизмене были арестованы и отправлены в СИЗО сначала главный научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики СО РАН Анатолий Маслов, а затем и руководитель этого института Александр Шиплюк.

Сам господин Асеев проходит обвиняемым в уголовном деле о мошенничестве в особо крупном размере с использованием служебного положения (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Процесс по этому делу начался в Советском райсуде Новосибирска около года назад.

«Мы с вами должны понимать, что во многих случаях, когда есть соответствующая претензия, возбуждаются соответствующие дела, есть реальная серьезная подоплека того, что произошло. Хотя, казалось бы, кристально чистый человек, всю жизнь там проработал, столько у него есть достижений, в том числе и в отношении нашего взаимодействия с силовыми министерствами и т. д., тем не менее, когда обращаешься с запросом или, когда приходишь (в силовые структуры. – «Ъ») с просьбой прояснить, тебе формулируют: первое, второе, третье. И это по закону достаточное основание для того, чтобы соответствующие следственные действия производить»,– рассказал о своем видении ситуации Александр Сергеев.

По словам руководителя РАН, у него появлялась мысль о том, что «с нами учеными, мы же интеллигенция, наверное, с нами можно было бы не так жестко, не обязательно чтоб с автоматчиками». Но, как выяснил господин Сергеев, есть закон, который говорит, что «если предъявлено обвинение по такой-то статье (Уголовного кодекса РФ.– «Ъ»), есть четкий алгоритм действий (правоохранительных органов.– «Ъ»)». «Я должен напомнить, что если есть обвинение по соответствующей статье, то никакого варианта кроме помещения человека в СИЗО нет»,– обратился Александр Сергеев к членам президиума СО РАН.

По его мнению, целесообразно создать в академии структуру, которая бы занималась разбирательством случаев, когда у правоохранительных органов появляются претензии к ученым. «Наверное, мы должны говорить о некотором таком постоянном органе аналитическом, который бы действовал у нас, чтобы он признавался и силовыми структурами, с которыми мы должны в этих ситуациях взаимодействовать. И, давайте, вместе будем формулировать такие предложения, чтобы не от раза к разу возвращаться, а, чтобы был нормальный канал, чтобы были примеры, как мы работаем и как мы защищаем наших ученых. Готов поддержать это везде»,– заявил президент РАН.

Александр Сергеев и Александр Асеев высказали готовность продолжить этот разговор на общем собрании членов академии, которое состоится в середине сентября.

Читайте нас также в Telegram и ВКонтакте.

Валерий Лавский

Вся лента