«Иранские машины в России — это новая реальность»

Дмитрий Дризе — об изменениях на отечественном авторынке

В Россию возвращаются иранские машины. По данным СМИ, компания Iran Khodro уже провела соответствующие переговоры с чиновниками из Москвы. Данные авто поставлялись на российский рынок в конце нулевых, однако успеха тогда не имели. Сейчас специалисты оценивают шансы иранцев на возвращение как высокие. Одновременно с этим стало известно, что АвтоВАЗ выходит из вынужденного отпуска и расширяет продуктовую линейку. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает экспансию иранских машин показательной тенденцией.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Крупнейший иранский производитель Iran Khodro вроде как засобирался на российский рынок. Он и ранее пытался осваивать эту нишу, но не получилось. Понятно почему: была серьезная конкуренция — теперь же появилась перспектива. Западные бренды уходят, но россиянам нужно на чем-то ездить, так что, как говорится, милости просим. Судя по всему, это будут дешевые машины, не люкс-класса, но сейчас не до жиру.

Новость совпала по времени с известием о том, что АвтоВАЗ переходит на более или менее полноценный режим работы. Известно, что Lada Granta станет лучше, к тому же возвращается еще и внедорожник Niva Travel. Нужно еще заметить, что на отечественных трассах и улицах заметно прибавилось китайских авто разных классов. Выглядят они вполне себе современно — по крайней мере, не вызывают резкого отторжения.

Впрочем, не будем оценивать технические особенности и качество разной автомобильной техники. Спорить об эстетических предпочтениях граждан также нет смысла. И разговор у нас по большому счету не об автопроме. Дело в том, что машины на дорогах — своеобразный индикатор, демонстрация того, какой исторический период переживает страна. Соответственно, если автомобили солидные, значит, население может себе такое позволить.

Сейчас очень много вопросов на тему того, что дальше. Не секрет, что автомобильный сегмент оказался под двойным ударом: сначала пандемия — потом санкции.

Нарушение логистических цепочек, запчастей не хватает. Если говорить о тенденциях, одна уже налицо: как было сказано выше, рост числа китайских марок. Это что касается центрального района. За Уральским хребтом же давно правят бал японские автомобили с правым рулем. Несмотря на все санкции, поставки активно продолжаются. Стране восходящего солнца нужно обновлять свою технику и, соответственно, что-то делать с чуть устаревшими, но вполне себе еще надежными и красивыми моделями.

В этой связи путем нехитрых аналитических действий можно смело предположить, что в Москве в ближайшее время подобных брендов может прибавиться. Еще нужно напомнить о планах выпускать некий электрический «Москвич» вместо сбежавшего Renault. Идет разговор, чтобы вернуть наши родные «Волги» и «Победы» в некоем новом обличии. Но здесь пока нет полной ясности, поэтому вынесем их за скобки.

Определенный пейзаж уже складывается и без этого: иранские, китайские машины, «Гранты», «Нивы» и праворульные красавицы-японки. Западный автопром по параллельному импорту, видимо, какой-никакой придет, но дорого. И корейские авто — вероятно, это будет нечто из премиум-сегмента. В принципе не так уж все и плохо — жить можно. Правда, это лишь теория. Что будет на самом деле в итоге, сказать сложно.

Иранские машины на фоне «Вкусно — и точка» — такая вот реальность постепенно прорисовывается. Хотя остается вероятность, что Запад в итоге одумается. Это тоже не следует сбрасывать со счетов. Хотя, как известно, разорвать отношения быстро, а вот восстановить труднее. Но порой кажется, что надежда на их возвращение еще не умерла окончательно. Так что, видимо, иранским маркетологам следует это учитывать, дабы не рисковать инвестициями. Но они люди опытные — знают, что такое санкции, как-никак 43 года под ними живут. Развиваются и даже технологиями делятся.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента