«Без швей мы отрасль не вытянем»

В Краснодарском крае с начала года отгрузка продукции предприятий легкой промышленности увеличилась на 14% при дефиците кадров

Объем отгруженной продукции легкой промышленности Кубани, по данным департамента промышленной политики Краснодарского края, в первом полугодии 2022 года увеличился на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Нарастить мощности и расширить рынки сбыта в других регионах страны кубанским предприятиям позволили ограничения на поставку импортной продукции в условиях санкционного давления на Россию, а также меры господдержки. Руководители компаний легкой промышленности утверждают, что отрасль сейчас на подъеме. Однако швейные предприятия испытывают острый дефицит кадров, а эксперты считают, что в скором времени могут возникнуть проблемы с покупкой и обслуживанием швейного оборудования.

Фото: Валерий Титиевский, Коммерсантъ

Заключенные помогли росту

На Кубани работают более 100 предприятий легкой промышленности — производители одежды, обуви, текстильных изделий, кожи и изделий из нее. Объем отгруженной продукции легкой промышленности региона в январе—июне 2022 года составил более 2,7 млрд руб. Показатель превысил прошлогодние значения на 14,1%, сообщили «Ъ-Кубань» в департаменте промышленной политики Краснодарского края.

Так, на 92,3% больше, чем в прошлом году, отгружено текстильных изделий — на сумму 403,1 млн руб. Это достигнуто благодаря увеличению объема выпуска текстильной продукции предприятиями Краснодара, а также учреждениями УФСИН Абинского и Приморско-Ахтарского районов, поясняют в ведомстве.

Одежды отгружено более чем на 1 млрд руб. с ростом на 8,7% год к году. Увеличение показателя отмечено в производстве чулочно-носочных изделий (более чем в два раза на предприятии Белореченского района), рубашек мужских и для мальчиков, детских трикотажных изделий (на нескольких краснодарских предприятиях), а также нательного белья (на предприятии в Славянском районе и учреждениях УФСИН Усть-Лабинского района).

Производство кожи и кожаных изделий увеличилось на 4,6% и составило 1,2 млрд руб. Рост объема отгруженной продукции обеспечил производитель обуви в Краснодаре, в том числе за счет сезонного повышения спроса на выпускаемый ассортимент пляжной обуви.

Санкции пошли на пользу

«Ограничения на поставку импортной продукции легкой промышленности в Россию позволило краевым отраслевым предприятиям расширить рынки сбыта в других регионах страны и нарастить мощности. Продвижение продукции кубанских производителей и модернизация производств ведется в том числе с помощью финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки»,— рассказывают в департаменте промышленной политики Краснодарского края.

Так, в рамках программ заемного финансирования Фонда развития промышленности Краснодарского края с начала 2022 года профинансировано шесть предприятий легкой промышленности на сумму более 108,2 млн руб. На эти средства производители модернизируют производства, покупают оборудование и сырье, необходимые для выпуска продукции и расширения ассортимента.

Именно благодаря такой поддержке трикотажное предприятие «Белара» в первом полугодии 2022 года нарастило объем производства на 209% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. «В конце марта мы закупили и ввели в эксплуатацию японское оборудование компании Yamato — более 40 швейных машин (автоматы и полуавтоматы), принтер этикеток, станок для темпопечати, гладильные столы с парогенераторами и др. Роботизация производственного цикла позволила увеличить скорость изготовления продукции почти в два раза»,— рассказывает руководитель предприятия Лариса Белова.

В конце июня на производстве ввели в эксплуатацию новый автоматический закройный комплекс немецкой фирмы Bullmer. На предприятии шьют детские, мужские и женские трикотажные изделия, в том числе белье, халаты, джемперы и спортивные костюмы. Госпожа Белова сообщила, что ассортимент компании насчитывает более 650 наименований изделий полного размерного ряда. «Сегодня у нас заказов на полтора месяца вперед — и по пошиву готовой продукции, и по услугам раскроя самых сложных изделий из самых деликатных тканей»,— говорит руководитель компании.

Государство не осталось в стороне

В рамках отраслевой государственной программы по развитию промышленности Краснодарского края и повышению ее конкурентоспособности департамент промышленной политики региона реализует ряд программ субсидирования предприятий, в том числе легкой промышленности. Например, можно возместить часть понесенных затрат на уплату процентов по кредитам или на реализацию инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства.

Также в линейке продуктов Фонда развития промышленности Краснодарского края представлены гранты на возмещение до 90% от суммы уплаченных процентов (но не более размера ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату уплаты процентов) по кредитам в рублях, полученным в российских коммерческих банках на пополнение оборотных средств для производства продукции после 21 апреля 2022 года, а также 15 программ льготного финансирования.

Для предприятий легкой промышленности, определенных Стратегией-2030 как одной из приоритетных отраслей промышленности региона, предусмотрены ставки льготных займов в размере 1% годовых, за исключением программы льготного финансирования «Импортозамещение», в рамках которой для всех промышленных предприятий действует ставка 0,1% годовых.

В департаменте промышленной политики региона добавляют, что для инвесторов, создающих новые промышленные производства, также предусмотрены налоговые льготы и меры поддержки, предоставляемые иными органами исполнительной власти региона.

Преждевременный оптимизм

Представители легкой промышленности Кубани утверждают, что уход с рынка зарубежных конкурентов открывает новые возможности для развития отрасли. В первом полугодии 2022 года компании фиксируют рост спроса на свою продукцию.

Рост продаж тканей для одежды в компании «Аршин» (продает различные виды тканей, а также фурнитуру и шторы) в марте—июне 2022 года составил 10%, а в одном из магазинов организации, расположенном в Краснодаре, выручка выросла на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. «Сокращение ассортимента, связанное с уходом с рынка зарубежных производителей готовой продукции, привело к повышению спроса на ткани и пошив штор и одежды. Легкая промышленность сейчас на подъеме»,— утверждает руководитель предприятия Андрей Скварек.

Такую тенденцию фиксирует и индивидуальный предприниматель Алена Забабурина. Она шьет женскую и детскую одежду, а также концертные, гимнастические и сценические костюмы. «В марте—июне 2022 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличились как количество заказов на индивидуальный пошив — на 20%, так и продажи на маркетплейсе»,— говорит госпожа Забабурина.

«Приходится ставить клиентов в очередь»,— заявляет глава и основатель бренда национальной одежды «Велик День» Андрей Тельтевский. Компания производит современную национальную одежду: повседневные женские платья, юбки, блузы и мужские рубашки. Кроме того, есть линейка коктейльных, вечерних, свадебных и венчальных нарядов с национальным колоритом.

Рост показателей производства руководитель компании связывает не только с уходом с рынка иностранных производителей, но и с пандемийным кризисом 2020–2021 годов. «Даже на начало 2022 года показатели оказались в три раза выше, чем в аналогичном периоде предшествующего года. Но до показателей 2019 года нам еще расти и расти»,— резюмирует Андрей Тельтевский.

Об этом же говорит и руководитель компании YurMa-fashion Марина Торгашова. По ее словам, последствия ограничений, связанных с распространением коронавируса, привели к разорению многих оптовых покупателей продукции компании. На предприятии шьют нарядную, деловую и повседневную женскую одежду. «Клиентская база тогда уменьшилась на 2/3. Закупщики, которые остались на рынке, теперь стали крайне осмотрительны, так как их финансовые возможности очень ограничены. Восстановить прежние позиции очень трудно, на это могут уйти годы»,— утверждает госпожа Торгашова. Тем не менее по сравнению с 2021 годом в первом полугодии текущего года спрос на продукцию компании YurMa-fashion вырос почти на 20%.

Оптимизма участников швейного рынка Краснодарского края генеральный директор INFOLine-Аналитика Михаил Бурмистров не разделяет. Уход международных компаний, закрытие целого ряда розничных объектов (Inditex, H&M и т. д.) сформировал нишу для развития российских ритейлеров, но она совсем не обязательно обеспечит увеличение выпуска швейной продукции в России. «С одной стороны, сейчас наблюдается очень крепкий курс рубля — в условиях такого курса отечественным компаниям конкурировать с производителями из стран Азии, где в основном и размещены предприятия российских ритейлеров, крайне тяжело»,— считает эксперт.

С другой стороны, добавляет он, есть проблема, связанная с поставками оборудования, потому что для швейной промышленности в значительной степени оно производится в Японии и Европе. «Уже возникают сложности с поставками новых машин. И даже если приобрести б/у технику, то дальше возникает вопрос — как решать проблемы с поставками комплектующих. Поэтому сейчас, к сожалению, российская швейная промышленность при рынке, на котором можно существенно увеличивать объемы и производство, сталкивается с очень серьезными проблемами по поддержанию, обновлению и развитию производственных мощностей. Как их решать, пока не совсем понятно»,— говорит господин Бурмистров.

Российские ткани не выдерживают конкуренции

В первом полугодии 2022 года ткани в Краснодарском крае подорожали на 10,1%, одежда и белье — на 6,6%, трикотажные изделия — 8,9%. В июне год к году рост составил соответственно 16,2%, 9,3% и 12,2%. Такие данные опубликовал Краснодарстат. С чем связано подорожание, «Ъ-Кубань» пояснила председатель комитета по легкой промышленности Торгово-промышленной палаты Краснодарского края, владелец швейного производства «Софиано» Ольга Косец.

«Ткацкие и нитепрядильные производства в СССР располагались в союзных республиках. Историческая локация ткацких фабрик серьезно повлияла на ситуацию с производством ткани и фурнитуры на территории современной России. Обломки ткацких производств в 90-е были обанкрочены или перепрофилированы. Например, известный во всем мире краснодарский камвольно-суконный комбинат "Кубаньтекс" разорился в конце 90-х и был распродан частями в виде полуразрушенных временем зданий»,— рассказывает госпожа Косец.

По словам руководителя компании, маленькие цеха закупают ткани в Москве, что в конечном итоге на 20% дешевле, чем в Краснодаре, несмотря на логистические затраты. Большинство же швейных производств Кубани сотрудничают с зарубежными поставщиками.

«Все мои коллеги привыкли проверять биржевой курс доллара вместе с утренними новостями, поскольку стоимость ткани и фурнитуры зависит от этой условной единицы. Как только он повышается, автоматически повышается себестоимость производимых изделий. Как только он снижается, поставщики ткани не спешат снижать цены, спекулируя на дефиците позиций, пользующихся высоким спросом»,— рассказывает Ольга Косец.

По ее словам, в начале текущего года резкое повышение курса доллара до 150 руб. повлекло за собой повышение стоимости сырья примерно на 50%, что существенно повлияло на планируемые закупки. Несмотря на стабилизацию курса и рекордное снижение, цены за метр в рублях снизились, а в долларах выросли, поскольку в разы выросли логистические издержки поставщиков. «Производители в Китае и Турции в феврале повысили оптовую стоимость ткани за метр примерно на 30% (по сравнению с февралем 2021 года) в связи с повышением стоимости энергоресурсов, что для конечного потребителя, переработчика сырья, означает рост себестоимости продукции примерно на 40–50%. Именно поэтому для розничного покупателя стоимость изделий выросла в два и более раза. То, что стоило 100 руб., теперь стоит 200, и это не жадность швейников, а следствие зависимости от импорта сырья»,— комментирует госпожа Косец.

Компания «Аршин» сотрудничает более чем с 60 поставщиками. 40% из них — российские и белорусские производители, остальные поставляют продукцию из Турции, Китая, Кореи, Тайваня и Индонезии. «В марте стало тяжелее с поставками импортных тканей. Логистическое плечо стало длиннее, в результате сроки поставок увеличились на одну-две недели, что в нашем бизнесе достаточно много. Доставка китайской продукции сейчас составляет два с половиной месяца, а турецкой — два. Поэтому заказывать приходится заранее, а также заранее оплачивать. При этом увеличилась предоплата»,— рассказывает Андрей Скварек. В марте ткани и шторы в магазине «Аршин» подорожали на 15–20% год к году. Сейчас, по словам главы компании, цены вернулись к февральским показателям, а по некоторым позициям даже стали ниже уровня цен начала года.

Однако, несмотря на повышение стоимости сырья, кубанские производители от импортных тканей отказываться не собираются. Так, компания «Белара» использует в производстве турецкие ткани. «Альтернатива — ткань из Узбекистана, но она несколько уступает по качеству. Перейти на сырье более дешевое, но менее качественное мы не можем. Это снизит качество конечного продукта, что ударит по репутации нашей компании»,— говорит Лариса Белова. Оптово-отпускная цена продукции предприятия «Белара» в первом полугодии увеличилась на 15% в сравнении с аналогичными периодом прошлого года.

В компании YurMa-fashion ткани, фурнитуру и оборудование закупают в Китае, Турции и Индонезии. «Европа ставит очень высокие цены при среднем качестве своей продукции. Восточные предприятия достигли больших успехов в производстве аналогов европейского сырья и оборудования»,— утверждает Марина Торгашова.

Ткани отечественного производства кубанские швейники практически не используют. По мнению Андрея Тельтевского, в России нет ни фурнитуры должного качества, ни тканей, которые бы были удобными в носке и легкими в уходе, а также устраивали по цене и производителей одежды, и потребителей. Расходы компании в первом полугодии 2022 года значительно увеличились: «Цены выросли не только на материалы, из которых мы производим нашу одежду, но и абсолютно на все: продукты, коммунальные услуги и т. д. Поэтому мы были вынуждены поднять зарплаты сотрудникам в 1,5–2 раза. В результате себестоимость нашей продукции с начала года выросла вдвое в сравнении с аналогичными периодом прошлого года»,— рассказывает господин Тельтевский.

Спрос растет, а швей нет

Участники рынка швейной продукции говорят, что главная проблема отрасли — дефицит кадров. На предприятии «Белара» в станице Петровской Славянского района готовы принять до 50 швей. Однако взять их негде. «Мы готовы принять учениц, обучить их. Но для этого они должны иметь хотя бы какое-то первоначальное представление о швейном оборудовании, о швейном производстве. Необходимо создавать учебную базу, которой в нашем районе на сегодняшний день нет»,— говорит Лариса Белова.

Острый дефицит кадров последние 5-7 лет отмечают и в армавирской компании YurMa-fashion. «Необходимо возрождать профессиональные учебные заведения с отработкой практики в два-три года. Причем делать это нужно в кратчайшие сроки, пока еще есть настоящие профессионалы в отрасли, готовые поделиться опытом. Спрос на нашу продукцию растет, мы готовы расширять производство, а швей нет»,— рассказывает Марина Торгашова.

Сейчас большинство ручниц, утюжильщиц и даже швей на предприятии обучают самостоятельно из непрофессиональных кандидатов. Но этого недостаточно. Проблемы возникают и с подготовленными кадрами, получившими профильное образование, например, конструкторами и технологами. «Я взяла таких молодых специалистов в качестве швей, затем перевела на должности технолога и конструктора. Чтобы получились настоящие профессионалы, понадобились годы упорного труда, работа над многочисленными ошибками, целеустремленность этих специалистов и мое терпение»,— говорит руководитель компании. Она считает, что сегодня важно создавать интересный, современный контент, например видеоролики, для популяризации рабочих профессий среди молодежи посредством СМИ и соцсетей.

Обучающий класс для швей открывают в краснодарской компании «Аршин». «У нас зарплата швеи — от 35 до 50 тыс. руб. Но их нет. Приходится самим запускать обучающие курсы. От государства ждем подготовленные кадры — без швей, без закройщиков, без сборщиков лекала, без портных мы отрасль не вытянем»,— резюмирует Андрей Скварек.

Маргарита Синкевич


Читайте нас в Telegram

Вся лента