Свое обойдется дороже

Как производители стройматериалов Краснодарского края адаптируются к новым экономическим условиям

Стройматериалы на Кубани подорожали за пять месяцев текущего года на 25,4% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го — вследствие увеличения логистических затрат и потери европейских партнеров. Сохранять бизнес кому-то удается за счет снижения маржинальности, кто-то пока остановил развитие бизнеса. Аналитики считают, что стабильность рынка стройматериалов полностью зависит от действий правительства России, господдержки открытия новых производств.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Спрос — ниже, цены — выше

Цены на многие стройматериалы за последние два года выросли более чем на 100% и продолжают расти в связи с санкционным давлением на Россию, утверждает аналитик ИК «Фридом Финанс» Владимир Чернов. Согласно данным Краснодарстата, за пять месяцев текущего года строительные материалы в Краснодарском крае подорожали на 25,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В мае рост показателя год к году составил 23,5%. Как пояснил “Недвижимости” замдиректора ООО «Международная компания строителей» Виталий Откидыч, в первую очередь подорожали лакокрасочные и синтетические материалы, а также импортное строительное оборудование. По словам эксперта, выросла стоимость утеплителей и отделочных материалов, в частности напольных и настенных плит.

Однако региональные предприниматели отмечают, что некоторые цены сегодня ниже 2021-го, но выше уровня 2020 года. Это объясняют падением спроса на рынке стройматериалов.

ООО «Компания Металл Профиль ЮГ» производит строительные материалы из стали с покрытием для объектов промышленно-гражданского и индивидуального жилищного строительства. Основные виды продукции компании — плоский лист, профилированный лист, металлочерепица, водосточные системы, сайдинг и трехслойные сэндвич-панели с наполнителем из минеральной ваты. Весной компания снизила цены в среднем на 20–30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Говорить, что спрос вырос, не приходится. Покупательная способность населения значительно упала. Клиенты откладывают покупки, ожидая стабилизации рынка»,— констатирует гендиректор ООО «Компания Металл Профиль ЮГ» Леонид Михайлов. В результате выручка предприятия в марте—июне сократилась на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

О снижении спроса на рынке строительных и отделочных материалов говорит и руководитель ООО «Немецкий торговый дом» Владислав Кузнецов. «Сразу после начала военной спецоперации на Украине — в марте-апреле — спрос на продукцию компании вырос почти на 100%. В условиях непредсказуемости развития событий люди старались закупить все, что в другой ситуации, возможно, приобретали бы в течение года, а то и больше. В июне же рынок замер»,— утверждает господин Кузнецов.

Сохранить объемы производства в текущих условиях ООО «Вирмак» удалось за счет расширения географии сбыта своей продукции — сип-панелей, домокомплектов, пиломатериала строганого (камерной сушки) и крепежа. Тем не менее в отдельных регионах ситуация катастрофическая, рассказывает основатель компании Александр Захурдаев. В первую очередь это касается Крыма. Спрос на продукцию и услуги «Вирмак» сократился в республике практически на 90%. «Наши заказчики — это в большей мере не местное население, а жители Дальнего Востока, Сибири, Урала и других регионов России, которые решили обосноваться на черноморском побережье, например, в пенсионном возрасте. Сегодня транспортная доступность полуострова для них затруднена. Да и люди просто боятся ехать в Крым из-за военной спецоперации на Украине»,— поясняет господин Захурдаев.

Между тем перспективы бизнеса предприниматель связывает именно с Крымом. Александр Захурдаев считает, что для россиян это одно из самых привлекательных мест как для отдыха, так и для постоянного проживания. «Сейчас Крым недостроен, там много пустырей. Но когда завершится военная спецоперация и люди снова почувствуют себя в безопасности, а континентальные банки освоят полуостров и крымчанам станут доступны все ипотечные программы, в республике начнется строительный бум»,— прогнозирует бизнесмен.

Он отмечает, что весной в условиях снижения спроса и сокращения объемов экспорта цены на некоторые сырьевые составляющие, которые используются для изготовления продукции, у российских производителей начали падать. В ряде случаев — на 20–30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Например, подешевели металл, пиломатериал, листовые утеплители. В результате стоимость конечного продукта компании в марте—мае снизилась на 5–7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

«Однако важно учитывать, что это все же не цены 2020 года, за исключением, может быть, стоимости ограждающих листов ОСБ. Но это единичный случай. Напоминаю, что в 2021 году цены на рынке стройматериалов выросли почти в два раза. Например, пиломатериал калиброванный камерной сушки (сосна, дерево) в 2020 году стоил порядка 15 тыс. за куб. В 2021 году он поднялся до 30 тыс., сейчас опустился до 20–22 тыс. руб. за куб. По некоторым позициям цены в 2020 году выросли на 300% — тот же листовой ОСБ. Поэтому, если сравнивать нынешние цены с 2020 годом,— в среднем по рынку они выше на 50%, а если с 2021 годом — ниже на 15–20%»,— поясняет эксперт.

«Нет развития — нет инвестиций»

По словам Владимира Чернова, объем рынка строительных материалов в Краснодарском крае значительно сократился еще в период пандемии коронавируса. Тогда разрыв логистических цепочек произошел из-за закрытия международных границ. В 2022 году тренд на снижение объемов рынка стройматериалов, по мнению эксперта, сохраняется.

«Главными вызовами сегодня являются нарушение цепочек поставок, а также увеличение стоимости логистики на фоне подорожания энергоресурсов и санкционных ограничений»,— говорит господин Чернов. В новых экономических условиях предпринимателям, по его словам, приходится перестраивать логистические цепочки, доставляя товар через дружественные России страны, менять поставщиков и переходить на продукцию отечественных производителей.

По подсчетам Владислава Кузнецова, логистика подорожала на 480%. В первую очередь это произошло из-за значительного усложнения маршрута доставки продукции из стран ЕС. «Европейские машины не заезжают в Россию, а наши — в Европу. Перегрузка машин происходит в Белоруссии. Те материалы, которые поставляются морем, перегружаются в Сербии, доставляются в греческий порт, оттуда в Турцию, а потом уже в Россию»,— рассказывает бизнесмен. Компания является официальным представителем известных немецких и греческих концернов и специализируется на поставках сложных антикоррозионных полимерных покрытий, бумажных и флизелиновых обоев под покраску, стеклосеток и стеклообоев, лакокрасочной продукции и других декоративно-отделочных материалов.

По словам господина Кузнецова, подорожание топлива и энергоресурсов на мировом рынке началось еще несколько лет назад. Это, по мнению бизнесмена, влияет на себестоимость производимого европейцами продукта. «Поэтому стоимость полимеров, которые используются при изготовлении краски, напрямую зависит от цен на российский газ. Стоимость пигментов, необходимых для колеровки материала, в марте выросла буквально одномоментно — на 80%. От такого положения вещей страдают все — и европейцы, и мы»,— рассказывает руководитель компании.

С теми же проблемами сталкивается и ООО «Компания Металл Профиль ЮГ». По словам Леонида Михайлова, из-за санкций многие притормозили развитие своего бизнеса в России. «Нет развития — нет инвестиций, в том числе и в строительство. Как производитель и продавец мы столкнулись со сложностями в логистике некоторых сырьевых составляющих и дистрибутивных товаров»,— рассказывает гендиректор компании. Так, по его словам, возникли сложности с поставками сырья для изготовления пенополиизоцианурата — сырья для изготовления сердечника в трехслойных сэндвич-панелях (ТСП). «Резко подорожала минеральная вата — это тоже наполнитель для ТСП. Также возникли перебои с поставками некоторых компонентов для полимерных покрытий — это многокомпонентный состав, который наносится на оцинкованную сталь и помимо декоративной функции несет еще и защитную. Возникли сложности и с поставками некоторых дистрибутивных товаров — импортных саморезов и антиконденсатных покрытий»,— конкретизирует господин Михайлов.

Перебои с поставками от зарубежных партнеров увеличили сроки строительства промышленных объектов, подрядчиком на которых выступает ООО «Международная компания строителей». «Весной наши заказчики столкнулись с задержкой или отсутствием поставок необходимых строительных материалов, а также импортного оборудования. Исполнение некоторых контрактов было приостановлено, а заключение новых перенесено. В результате пострадал и наш бизнес. Оборот денежных средств компании в марте—мае упал приблизительно на 20% по отношению к аналогичному периоду прошлого года»,— сообщает Виталий Откидыч.

По его словам, в июне ситуация стала стремительно выправляться. «Были запущены российские производства по изготовлению железобетонных балок мостовых перекрытий, налажены взаимоотношения с новыми зарубежными партнерами по поставке аналоговых материалов в промышленное строительство, иностранные проекты были адаптированы и перепроектированы российскими проектными институтами с учетом доступных стройматериалов»,— говорит господин Откидыч.

Потребитель требует качества

Уход с рынка европейских поставщиков по-разному сказался на отдельных сегментах рынка строительных материалов. По словам исполнительного директора кубанского производителя тротуарных плит и элементов благоустройства ООО УК «Выбор» Артема Новикова, выручка компании в первом полугодии 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 35%. А во втором квартале показатель составил уже 47%.

«На российском рынке тротуарных плит и раньше не ощущалось серьезной иностранной конкуренции, а после ухода с него немецких и польских производителей клинкерной плитки она исчезнет вовсе. Это, вероятно, приведет к расширению ассортимента нашей продукции, качество которой и так не уступало зарубежным аналогам»,— утверждает господин Новиков.

Из-за санкций компания сегодня испытывает сложности с сервисным обслуживанием немецкого оборудования. В остальном производителю удалось успешно диверсифицировать поставки и нарастить объемы производства собственных инертных материалов.

Процесс импортозамещения некоторые кубанские компании запустили еще в 2014 году, говорят участники рынка. Так, в ООО «Компания Металл Профиль ЮГ» закупили оборудование, обучили персонал, наладили четкую логистику, выстроили отношения с поставщиками и практически полностью заместили импорт покрытий для кровельных и фасадных материалов. «Уход европейских поставщиков не окажет существенного влияния ни на отрасль, ни на наши процессы, ни на качество готовой продукции»,— утверждает Леонид Михайлов.

ГК «Выбор» целенаправленно работает над локализацией элементов оборудования и расходных материалов. В частности, по словам Артема Новикова, уже удалось реализовать два проекта: производство поддонов для бетоноформовочных машин (бренд «Тимбра») и локализацию части запчастей и оборудования (бренд «ВСМ») для вибропрессования.

Принципиально иная картина складывается в производстве лакокрасочных материалов. Прямых контрактов с коллегами из Германии у ООО «Немецкий торговый дом» не осталось, сообщает Владислав Кузнецов. «Наши итальянские и греческие партнеры согласны продолжить сотрудничество и поставлять продукцию через Казахстан, Армению. Но это серьезно удорожает продукт»,— говорит руководитель компании. Он подчеркивает, что лакокраска — это высокотехнологичный продукт.

«С каждым годом краски становятся все более современными, а технологии все более инновационными. И это уже не краски, а сложные инженерные покрытия. Срок их службы в последние годы вырос в разы. К примеру, мы продавали продукт, которым заказчики покрывали подъемный кран, работающий в море. Гарантия этого покрытия — 20 лет. 700 тонн продукции наши немецкие коллеги поставляли на РЖД. Это сложный антикоррозийный материал»,— рассказывает господин Кузнецов.

Весной 2022 года в условиях снижения спроса и сокращения объемов экспорта цены на некоторые стройматериалы снизились год к году на 20–30%. Подешевели металл, пиломатериал, листовые утеплители

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

По его словам, рынок сильно изменился, потребитель уже почувствовал вкус хорошей продукции. «Сможем ли продолжать обеспечивать его высококачественным материалом — большой вопрос. Думаю, уже в сентябре потребитель столкнется с дефицитом многих качественных товаров»,— прогнозирует бизнесмен.

Владислав Кузнецов рассказал, что российский рынок лакокрасок и антикоррозийных покрытий всегда снабжался по вторичному-третичному признаку. При этом на рынке сырья для изготовления этой продукции последние лет шесть-семь наблюдался дефицит. «Не хватает диоксида титана, изоционата, акрила, эпоксидов. В России их либо не производят, либо производят невысокого качества, далекого от мировых стандартов. Сложно приобрести их и в Европе. По исходным материалам для эпоксидов в мире работают всего три завода, один из которых находится в Китае. Продукт они изготавливают из российских газа и нефти. Нарушение поставок нашего сырья ставит под вопрос существование и самих этих производств»,— констатирует предприниматель.

Он считает, что в этих условиях для импортозамещения высокотехнологичной лакокрасочной продукции в России нужно развивать химическую промышленность. В первую очередь необходимо организовать производство не краски, а исходных материалов, из которых она делается.

«Качество акрилов отечественного производства оставляет желать лучшего. Двуокись титана, которая производится в Крыму, мягко говоря, не соответствует никаким стандартам. Размер ее частички — 15 микрон, а европейской — два. Краску с использованием таких размеров дисперсии мы можем только смешивать, а не диспергировать. В то время как диспергированные краски намного качественнее. На основе такого сырья производить в России долговечные продукты, необходимые современному потребителю, мы не сможем»,— говорит господин Кузнецов.

Очевидно, что полноценное импортозамещение лакокрасочных материалов в России займет годы. Запускать химическое производство необходимо незамедлительно. «Рынок полимеров, химической отрасли для нас перспективен. С нами готовы работать страны Латинской Америки, БРИКС, Китай, арабы и турки»,— утверждает бизнесмен. Он подчеркивает, что запуск химпроизводства возможен только с помощью государства. Строительство завода — это долгосрочный проект, запуск которого потребует не менее пяти лет. «Чтобы бизнес за это взялся, его нужно освободить от налогов и проверок, а также дать доступ к дешевым кредитам»,— заключает Владислав Кузнецов.

Для обеспечения импортозамещения на рынке строительных материалов необходимо и развитие в стране промышленного машиностроения. «По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, доля импортных материалов в жилищном строительстве не превышает 10%. Однако из исследования Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ) следует, что выпуск половины всех видов основных стройматериалов на 70–100% зависит от импортного оборудования, преимущественно из США и Европы»,— рассказывает Владимир Чернов.

По словам эксперта, в России производится на импортном оборудовании 11 видов основных стройматериалов, среди которых керамический кирпич, плитка и керамогранит, сантехническая керамика, лицевой клинкерный кирпич, лицевой кирпич ручной формовки, фасадная клинкерная плитка, саморезы и фасадный крепеж, герметики и клеи, монтажные пены, газобетон, полимерная теплоизоляция из полиизоцианурата. Владимир Чернов предполагает, что к концу года стоимость многих видов строительных материалов вырастет еще на 20–30%.

Маргарита Синкевич


Читайте нас в Telegram

Вся лента