Работники столкнулись с непоЛадками

«АвтоВАЗ» объявил о планах по повышению загрузки Ижевского автозавода и компенсациях желающим уволиться

На фоне кризиса поставок комплектующих «АвтоВАЗ» объявил о дополнительных мерах для повышения загрузки автозавода в Ижевске. На «Лада-Ижевск» планируется усилить направление прессового и пластикового производств, запустить сборку новой модели Лады, на свободных площадях завода будет создан индустриальный парк в том числе для производителей продукции, не связанной с автомобильной тематикой. Работникам Ижевского автозавода предложат переобучение, желающие уволиться получат от пяти до семи средних зарплат. Эксперты отмечают, что пока неясно, что именно будут в дальнейшем производить на предприятии, но власти республики заинтересованы в его сохранении. Индустриальному парку, в случае его организации на площадях автозавода, в нынешних условиях будет сложно привлечь резидентов.

Фото: Амир Закиров

Группа «АвтоВАЗ» представила пакет мер по развитию и загрузке предприятия «Лада Ижевск» и поддержке его коллектива. Как сообщает пресс-служба концерна, они вводятся из-за продолжающегося кризисом поставок комплектующих для модели Lada Vesta, выпускаемой в Ижевске, и приостановкой производства автомобилей этого семейства.

Так, «АвтоВАЗ» намерен продолжить развитие прессового и пластикового производств ижевской площадки, в том числе, для локализации компонентов, поступавших из-за рубежа. Предполагается, что на заводе в Удмуртии будет запущено производство новой модели Лада, но не указывается, о какой именно идет речь.

В ранее опубликованном открытом письме работников автозавода к президенту Владимиру Путину упоминалась в связи с этим электрическая версия «Лада Ларгус».

Кроме того, завод окажет займется переобучением и переводом персонала внутри предприятия, а также внутри группы «АвтоВАЗ». На заводе «Лада Ижевск» продолжат работать сервисные и обеспечивающие функции. Только эти направления потребуют не менее 1,5 тыс. работников, отметили в группе компаний.

В планах создание на площадях Ижевского автозавода индустриального парка, резидентами которого могут стать и производители продукции, не связанной с автомобильной тематикой.

«АвтоВАЗ» готов оказать содействие в трудоустройстве работников Ижевского автозавода на других предприятиях города и республики. Сотрудникам, переходящим на другие предприятия, выплатят пять средних заработных плат или 12 МРОТ. Кроме того, они смогут пройти переобучение за счет компании.

Работникам, принявшим решение об увольнении по соглашению сторон, выплатят от пяти до семи средних заработных плат (в зависимости от стажа работы в компании).

Пакет мер поддержки предусматривает единовременную выплату работникам предпенсионного возраста, выразившим желание выйти на досрочную пенсию, в размере семи средних зарплат. Оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком продлят до конца 2023 года или до достижения ребенком четырех лет.

«"АвтоВАЗ" подчеркивает, что компания продолжит развитие завода «Лада Ижевск». Не планируется проводить массовых сокращений персонала. Вышеуказанные меры поддержки коллектива будут оперативно предоставлены работникам, выразившим заинтересованность в их получении»,— отмечается в заявлении пресс-службы группы компаний.

В ближайшие дни на Ижевском автозаводе ожидают визита руководства «АвтоВАЗа». Напомним, на прошлой неделе председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов по поручению главы региона Александра Бречалова встречался с лидером первичной профсоюзной организации Ижевского автозавода Виктором Назаровым. Он тогда подчеркнул, что закрытия производственной площадки в Ижевске не произойдет, сейчас прорабатываются сценарии по загрузке мощностей предприятия. Правительство региона держит ситуацию на контроле и помогает работникам автозавода с трудоустройством. Ранее сотрудники «Лада Ижевск» опубликовали открытое письмо в адрес Владимира Путина с просьбой сохранить предприятие и не переносить производство Lada Vesta в Тольятти.

Промышленный эксперт Леонид Хазанов говорит, что пока не понятно, что именно планирует выпускать «АвтоВАЗ» на своем ижевском заводе, если он будет переносить с него в Тольятти производство Lada Vesta. «Чисто теоретически это может быть электромобиль Lada Largus, но с таким же успехом на "Лада Ижевск" может быть наложено изготовление электромобиля "Кама", создаваемого "КамАЗом". Правда, "КамАЗ" собирается стать акционером столичного предприятия "Москвич" и может выпускать "Каму" на его площадке. В принципе нельзя сбрасывать со счетов, что на "Лада Ижевск" будет собираться какая-то китайская модель, ведь игрокам из КНР очень сейчас интересен российский рынок в свете ухода с него западных брендов»,— полагает эксперт.

Перспективы организации индустриального парка, мягко говоря, не ясны, поскольку в стране полно похожих площадок и они до конца не заполнены, отмечает господин Хазанов. В Удмуртии потенциальным инвесторам есть из чего выбрать. «На фоне процесса адаптации российской экономики к жизни в условиях беспрецедентного санкционного давления, рассчитывать, что желающие создавать в "Лада Ижевск" новые производства потянуться в него косяками я бы лично не стал»,— добавил эксперт.

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев отмечает, что российская автомобильная промышленность, где зависимость от импортных комплектующих и оборудования оценивается в 90-95%, после введения западных санкций оказалась в непростой ситуации.

«Ижевский автозавод — не исключение, но сейчас нет речи о том, что завод будет закрыт (об этом неоднократно говорили руководители предприятия). Завод имеет ключевой значение не только для Удмуртии, но и для страны в целом, а потому решения обязательно будут найдены. Правительственные меры поддержки и дальнейшие действия будут определены уже в сентябре»,— говорит эксперт.

Несмотря на то, что завод пока простаивает, так как не хватает импортных комплектующих, чья доля в выпускаемой продукции составляла порядка 60%, руководство предлагает сотрудникам вполне адекватный механизм, считает господин Деев. «Речь не идет о сокращениях, а о добровольном увольнении (если человек готов уйти на другое место работы), причем с материальной поддержкой сверх обозначенных законодательством нормативами»,— продолжает эксперт.

По его мнению, решение, как дальше будет работать завод и что выпускать (кроме известных на всю страну марок «Лада») будет обязательно найдено. Сейчас просто сложный период, который и предприятию, и сотрудникам нужно пройти, добавил господин Деев.

Михаил Красильников

Вся лента