Обновлено 8:01 , 02.08

Ижевскому автозаводу ищут новый сценарий

Решение по загрузке мощностей предприятия примут в ближайшие два месяца

Находящийся в простое автозавод Lada Ижевск не будет закрыт, решение по тому, каким образом загрузить его мощности, будет принято в августе-сентябре советом директоров АвтоВАЗа. Об этом на встрече с профсоюзным лидером автозавода заявил председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов. Ранее работники предприятия написали открытое письмо с просьбой сохранить производство. Эксперты полагают, что с учетом значимости автозавода для экономики республики и высоких компетенций правительство региона сможет договориться с АвтоВАЗом по загрузке мощностей ижевской площадки.

Фото: Лада Ижевск

Председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов по поручению главы республики Александра Бречалова встретился с лидером первичной профсоюзной организации Ижевского автозавода Виктором Назаровым. Об этом сообщает пресс-служба главы и правительства республики. Из-за дефицита ряда импортных комплектующих автозавод, принадлежащий группе АвтоВАЗ, находится в режиме простоя.

Ярослав Семенов на встрече отметил, что в сложившейся на предприятии ситуации «не может быть простых решений». По его словам, руководство республики находится в постоянном контакте с руководством завода. Сейчас АвтоВАЗ занимается разработкой новой стратегии развития предприятий группы и бренда Lada. Компания оценивает различные сценарии загрузки производственных площадок в Тольятти и Ижевске. Финальные решения будут приняты после их утверждения советом директоров в августе-сентябре 2022 года.

Председатель правительства подчеркнул, что закрытия производственной площадки в Ижевске не произойдет. Об этом ранее сообщал глава Удмуртии Александр Бречалов.

«На нашем особом контроле вопрос трудоустройства тех, кто в текущих условиях примет для себя решение сменить место работы или окажется вынужден это сделать,— добавил господин Семенов.— В республике есть несколько крупных производственных организаций, которые уже сейчас готовы принять на работу новых сотрудников, в том числе высококвалифицированных специалистов. Базы таких предприятий у нас есть».

Судьбу автозавода в Ижевске Александр Бречалов обсуждал с президентом группы АвтоВАЗ Максимом Соколовым на Петербургском международном экономическом форуме в июне. «В этой ситуации мы благодарны властям Удмуртии за внимание и поддержку, которая оказывается "Lada Ижевск" в этот сложный период. Для сотрудников, не занятых на основном производстве, были оперативно организованы дополнительные работы, оплата за которые компенсирует сокращение заработка, а также предложены временные вакансии на других предприятиях Ижевска»,— отметил тогда господин Соколов.

Отметим, в конце июля было опубликовано открытое письмо президенту России Владимиру Путину от коллектива Ижевского автозавода, в котором его авторы просят сохранить предприятие и производство на этой площадке автомобилей Lada Vesta. Рабочие утверждают, что руководство АвтоВАЗа хочет перенести выпуск Lada Vesta в Тольятти, так как там больше мощностей для массового производства этой модели, но сомневаются, что такой объем необходим рынку. В письме отмечается, что в Ижевске якобы хотят выпускать электрическую версию Lada Largus, однако востребованность ее на рынке неясна из-за нехватки инфраструктуры для зарядки в регионах.

«Уважаемый Владимир Владимирович! В 2010 году именно вы спасли наш Ижевский автозавод, не допустили банкротства и распродажи имущества и определили в качестве стратегического партнера АвтоВАЗ. Не допустите уничтожения лучшего автозавода России. Поручите руководству АвтоВАЗа максимально эффективно заняться поиском поставщиков для запуска производства Lada Vesta именно в Ижевске, где уже налажены все процессы производства и качества, а персонал умеет собирать лучшие российские автомобили»,— отмечается в письме.

1 августа в неофициальном паблике завода Avtograd news во «ВКонтакте» появилось сообщение, что приостановлен процесс переноса Lada Vesta в Тольятти. Он заморожен до особого распоряжения руководства концерна.

Ижевский автозавод основан в 1965 году. В первые годы выпускал автомобили «Москвич-408» и «Москвич-412». Позднее стартовала сборка «Иж-Комби», Иж-2126 «Орбита», автомобилей-фургонов Иж-2715, ВАЗ-2104. В 1999 году акционером «Ижмаш-Авто» стала группа компаний «СОК», которая провела модернизацию производства под выпуск KIA Spectra и KIA Sorento. В кризис 2009 года предприятие было остановлено и находилось в предбанкротном состоянии, однако впоследствии по сложной схеме мощности были проданы группе АвтоВАЗ, которая запустила сборку ВАЗ-2107. Непосредственное участие в сохранении предприятия принимал тогдашний президент Удмуртии Александр Волков, который с соответствующей просьбой обратился к Владимиру Путину. В 2012 году началось производство Lada Granta, которую впоследствии перенесли на площадку в Тольятти. Собирать Lada Vesta в Ижевске начали в 2015 году, позднее также появились ее модификации Lada Vesta SW, Lada Vesta SW Cross и Lada Vesta Cross.

По мнению директора института «Цифровая экономика» ИжГТУ Раиля Галиахметова, республика будет делать все, чтобы оставить производство в Ижевске. «Безусловно, решение будет приниматься на федеральном уровне с учетом мнения головного офиса в Тольятти, но надо, чтобы и интересы Удмуртии принимались во внимание. Ижевский автозавод обладает компетенциями, квалифицированными кадрами, нужно только найти вариант по посадке здесь каких-то новых моделей, организовать поставки комплектующих. Да, это могут быть не только российские, но и корейские или китайские марки. Главное — предприятие не должно стоять, но продолжать работу»,— говорит эксперт.

Руководитель удмуртского отделения «Опоры России» Николай Мамаев отмечает, что автозавод — это одно из ключевых предприятий республики, оказывающих серьезное влияние на экономику региона. «Я думаю, что правительство республики сейчас активно занимается его судьбой, чтобы сохранить производство, ведь в случае закрытия восстановить такое предприятие потом будет сложно. Санкции и различные ограничения, с которыми столкнулась промышленность России, не означают, что жизнь заканчивается. Наоборот, появляются новые возможности по запуску производств по импортозамещению»,— говорит эксперт.

По его мнению, в Ижевске можно было бы создать своего рода особую экономическую зону со льготами для компаний, которые могли бы выпускать комплектующие по заказу автозавода. «Если кинуть клич и определить потребности заказчика, возможно, придут инвесторы, готовые вкладываться в организацию новых производств»,— считает господин Мамаев.

Промышленный эксперт Леонид Хазанов отмечает, что Lada Ижевск надо обязательно сохранить, поскольку на нем работает большое число жителей столицы Удмуртии и от него зависит благосостояние их семей. Одновременно на повестку дня встает вопрос, что же делать с мощностями Lada Ижевск. Закрывать его полностью и распродавать имущество не имеет смысла, так как со временем вопрос с комплектующими в любом случае будет решен и спрос на отечественные автомобили будет расти, только площадка в Тольятти его обеспечить не сможет, считает эксперт. «В любом случае банальное массовое сокращение персонала на Lada Ижевск с его последующим закрытием не выгодно ни властям Удмуртии, ни федеральному центру, так как оно чревато социальным взрывом и падением налоговых поступлений в бюджеты различных уровней»,— говорит господин Хазанов.

Михаил Красильников

Вся лента