Французское бордо с привкусом дыма

Стоит ли ожидать дефицита вина из-за пожаров в Европе

Пожары, охватившие европейскую территорию, перешли на виноградники. Местные производители отмечают, что урожай снизится как в 2022-м, так и в 2023 году. Из-за рекордной жары и засухи пострадали плантации во Франции, Испании, Португалии и других странах. Насколько серьезный удар пожары нанесут по рынку вина? И как это в перспективе может сказаться на выборе алкоголя у российских ритейлеров? Разбиралась Елена Иванова.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Аномальная жара может сократить урожай винограда в Европе на четверть. Это предварительные оценки виноделов. Огонь добрался до склонов в Испании, Португалии, Греции и Франции. А виноградники стали для него своеобразным барьером, отмечает собственный корреспондент “Ъ FM” в Париже Дарья Злотникова: «Для французских виноделов ситуация действительно очень тревожная. В 2022 году все началось с серьезного града, с заморозков, а теперь серьезная засуха, пожары. Сильнее всего это бьет по южным регионам Франции, таким как, например, Бордо, где производится огромное количество вина.

Пожары последних недель, которые уничтожили 15 тыс. га сельскохозяйственных земель и лесополосы, не так сильно затронули сами виноградники. Виноградники в целом горят достаточно плохо, поскольку на них практически нет сухой травы, сама виноградная лоза очень зеленое и очень плохогорящее дерево. Именно поэтому в какой-то момент виноградники стали таким заслоном на пути огня. До начала сбора урожая остается буквально несколько недель. Насколько серьезно уменьшатся объемы именно в связи с последними стихийными бедствиями, пока что сложно предсказать».

Есть страны, где высокие температуры помогут производителям вина. Например, в Англии владельцы бизнеса предсказывают ранний урожай, что сделает напиток зрелым. А вот хозяйства Испании и Португалии, наоборот, бьют тревогу, даже несмотря на то, что большая часть винограда сохранилась. Качество ягод ухудшает дым. И из-за этого у алкоголя будет специфический привкус, отмечает старший научный сотрудник Национального института винограда и вина «Магарач» Яков Волков: «Задымленность влияет на вино и виноград, то есть остается вкус гари. Если штамбы полностью выгорели, восстановить виноградник невозможно. Если где-то просто прихватило огнем, то возможно восстановление этого виноградника за счет прикорневой поросли. Однако и этот урожай, и следующий точно будут не такими, как ожидалось».

Однако на наличие французского бордо или испанской риохи в российских магазинах, пожары и засухи в Европе никак не повлияют, считают импортеры. Как отмечают игроки рынка, плохой урожай 2022-23 года отразится на поставках лишь через несколько лет. Правда и сейчас импорт европейского вина в страну заметно сократился. Место французских, испанских и итальянских бутылок заняли российские.

Но их может не хватить, отмечает президент Независимого винного клуба Владимир Цапелик: «Чтобы удовлетворить спрос, в России надо производить из отечественного винограда в четыре раза больше. Российское вино становится лучше, по крайней мере его часть. И все, что делается хорошо, то легко потребляется внутри России. Если мы посчитаем все вино, которое можем произвести из собственного винограда, плюс то вино, которое мы можем завезти в страну, мы не сможем удовлетворить наш внутренний спрос. Вопрос экспорта — это чисто имиджевая вещь. Можно, конечно, что-то экспортировать, и по качеству некоторые российские вина уже на мировом уровне, но они нужны внутри страны».

Несмотря на дефицит, местные виноделы пытаются нарастить темпы производства. По данным Росстата, в мае 2022-го на фоне санкций и проблем с импортом российский бизнес увеличил выпуск игристых почти на 40% год к году. Другой вопрос, всем ли потребителям: «Абрау-Дюрсо», Chateau Tamagne или «Золотая Балка» покажутся такими же привлекательными, как Veuve Clicquot.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента